Одиннадцатая история – это история про `Амру ибн Люхайй аль-Кхузаа`и.
В хадиисе от Ибн `Аббааса приводится, что Посланник Аллааха (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) сказал: «Первый, кто исказил религию Ибраахиима, был `Амру ибн Люхайй абу аль-Кхузаа`и». Передаётся, что Посланник Аллааха (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) сказал: «Первый кто заставил арабов поклониться идолам, был `Амру ибн Люхайй». Это произошло после того, как бану Кхузаа`и получили власть над Ка`бой, и выявился их скверный характер, он был первым на земле Хиджааза, кто смог заставить поклониться идолам свой народ, ведь он был вождём племени аль-Кхузаа`и.
Его состояние было настолько огромным, что историки исчисляли его в 20 тысяч верблюдов. Аль-Азраќи и Сухейли, упоминая `Амру ибн Люхайй, сказали: «Однажды во время хаджжа он зарезал 10 тысяч голов скота и раздал такое же количество одежды, он кормил людей маслом и мёдом, угощая всех арабов. Его слово было законом для всех по причине его положения и заслуг перед племенем».
Ибн Хишаам сказал про него: «Некоторые из учёных рассказывали мне, что когда `Амру ибн Люхайй отправился в Шаам (территорию современной Сирии, Иордании, Ливана и Палестины – территорию Шаама из Мекки), его путь пролегал через местность аль-Баќля. Там он встретился с великанами, они поклонялись идолам, и `Амру спросил их, чем они занимаются, язычники ответили ему, что это идолы, которым они поклоняются, и когда они просят у них дождя, они получают его, когда просят о помощи, те помогают им. Тогда `Амру попросил у них одного из идолов для того, чтобы он отвёз его арабам для поклонения. Они подарили ему идола, которого звали Хубааль, и `Амру, установив его в Мекке, приказал людям возвеличивать его и поклоняться ему».
Ибн Исхааќ сказал: «Кинаана и Курааби, племена арабов, произносили во времена хаджжа фразу «Я перед тобой, о Аллаах, я перед тобой, и нет у Тебя сотоварища, кроме одного, который принадлежит тебе, ты правишь им, но не он»». Сухейли и многие другие историки сказали, что тем, кто научил этой фразе `Амра ибн Люхайй, был сам Иблиис. Он явился к `Амру в виде старика и начал громко произносить при нём эту фразу – Талбийа, до тех пор пока не научил ей `Амру.
Он в свою очередь обучил ей арабов, но шайтаан не остановился на этом, и `Амру ибн Люхайй полностью исказил религию Ибраахиима, введя в неё свои новшества. Он возвеличивал животных, считая, что в них благо и пропитание, и установил новые обычаи. Арабы последовали за ним во всём и даже тогда, когда он поставил идолов и призвал поклониться им.
Аллаах сказал про то, что выдумали язычники в Ќур’аане, так (толкование значения): «Аллаах не устанавливал вещи как бахиира, саа‘иба, уаĉиила и хаам. Но неверующие возводят навет на Аллааха, и большая часть их не разумеет». (Суура «аль-Маа‘ида / Трапеза» 5:103)
***Бахиира – верблюдица, чьё молоко предназначалось для идолов, и никому не разрешалось её доить. Саа‘иба – если кто-то выздоравливал, или у него шли успешно дела, то человек выделял верблюдицу или нечто другое, предназначенное для своих выдуманных богов-идолов. Уаĉиила – верблюдица или овца, выделенная для идолов, потому что родила особь женского пола в первый раз и принесла особь женского пола во вторые роды, т.е. между несколькими родами не было особи мужского пола. Хаам – это верблюд, освобождённый от работы для идолов, после того как произвёл многочисленное потомство, и произведённое им потомство принесло своё потомство; в таких случаях про такого верблюда – его называли Хаами – говорили: «У этого верблюда есть Хаама (которая защитила) его спину».
***
Абу Хурейра передал, что Посланник Аллааха (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) сказал: «Я видел, как `Амру ибн Люхайй волочил свои кишки за собой в Аду, и он был первый, кто начал практиковать Саа‘иба».
Имаам аль-Манаауи сказал: «Это достойная награда, и из его живота вышли кишки за то, что из его нутра вышло новшество, которым он тянул остальных, как тянет сейчас свои кишки за собой».
Так же в хадиисе от `Абдуллы ибн Мас`уда приводятся те же слова Посланника Аллааха (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям), но с добавлением фразы – «и первый, кто привёл людей к идолопоклонству». Этот же хадиис приводится от `Аайши и Абу Хурейры, где в варианте Абу Хурейры Посланник Аллааха (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) сказал: «О Аксам, я видел в аду `Амру ибн Люхайй ибн Кум’а ибн Хадафа, и он тащил за собой свои кишки. Я не видел никого, кто бы походил на него так, как ты, и я не видел никого, кто бы был так похож на тебя, как он». Аксам спросил: «О Посланник Аллааха, разве это чем-то мне повредит?», и Пророк (Ĉалл Аллааху ‘Алейхи уа Саллям) ответил: «Ничем, потому что ты – верующий, а он – неверный, он был первым, кто изменил религию Ибраахиима и установил идолов, он установил бахиира, саа‘иба, уаĉиила и хаам».
По материалам книги шейкха Хани аль-Хаджа ~ перевод Саида абу Саада ~ "100 историй о кончине несправедливых"
|