Может ли беременная женщина совершать Хадж?
Вопрос: Будет ли халяль совершать Умру и Хадж беременной женщине? Зависит ли это от срока беременности, который у нее (например 4 месяца в сравнении с 8 месяцами)? Ведь существует риск упасть или заболеть из-за большого скопления паломников…
Ответ:
Хвала Аллаху.
1) Нет причин, по которым беременная женщина не должна совершать Хаджж. Беременная женщина является чистой (таахир), она должна молиться и поститься, и если она разведена (талак), то ее развод принимается согласно Сунне.
2) В Сунне передается, что Асма’бинт ‘Умайс (да будет доволен ей Аллах) отправилась в Хадж с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), когда она была беременной и подходил срок родов, и что она родила находясь в микате.
Передается, что ‘Айша (да будет доволен ей Аллах) сказала: «Асма’ бинт Умайс- жена Абу Бакра, родила Мухаммада ибн Аби Бакр в Шаджаре и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Абу Бакру, чтоб тот велел ей сделать гусль и войти в ихрам. Передано Муслимом, 1209.
(Шаджара относится к Зу’ль-Хулайфа, т.е. микат с которого люди Медины входят в ихрам)
Ан-Навави сказал, относительно того, чему учит хадис:
Это указывает, что ихрам женщины, у которой есть послеродовое кровотечение или менструация – действителен и что будет желательным (мустахааб) для них сделать гусль перед тем, как войти в ихрам. Есть мнение ученых, что это – обязательно, но мы, а также Маалик, Абу Ханифа и большинство других ученых считают, что это желательно (мустахаб). По мазхабу Аль-Хасана и Заахири это – обязательно.
Все ритуалы Хаджа, которые совершает женщина с послеродовым кровотечением или менструацией будут действительны, за исключением Тавафа и двух ракаатов, которые следуют после Тавафа, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Делай, что делают паломники, но не совершай таваф». Шарх Муслим, 8/133
Если женщина еще не совершала обязательный Хадж, тогда беременность не будет оправданием для не совершения, поскольку она может избегать мест, где скапливается много людей и есть давка.
Если она не может бросать камни в Джамараат сама, тогда она может попросить сделать это кого-нибудь другого от ее имени. Если она не может делать таваф и сай, тогда она может совершить их на кресле-коляске и т.п.
Многим людям удается совершать Хадж с комфортом и без трудностей.
3) Да, если женщина беременна, и заслуживающий доверия врач говорит ей, что поездка в Хаджж будет рискованной для нее или ее ребенка (по причине ее болезни или слабости и т.п.) тогда она должна воздержаться от поездки в Хаджж в этом году. На это указывают слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Не следует причинять вред или делать то, что навредит» (Передал Ибн Мааджа, 2340, хадис хасан. Детали иснаада см. в Джаами’ аль-‘Улюм уаль-Хикам Ибн Раджаба, 1/302)
4) Некоторые доктора делают различия между беременностью в начале срока, когда существует риск для плода, и поздним сроком, когда такие опасения безосновательны.
И Аллах знает лучше.
Islam Q&A
Источник: http://www.islamqa.com/index.php?ref=2983 |