ПЕРИОД ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЬМИ СВОЕГО ТЕЛА И ВОСПИТАНИЕ СТЫДЛИВОСТИ
Ориентировочно на 3-ем году жизни большинство детей начинает интересоваться своим телом, различием полов. И в более раннем возрасте дети с любопытством трогают гениталии, но это не носит особо целенаправленного характера. Ребенок обнаруживает свои половые органы так же, как до этого обнаруживал руки, ноги, нос... А в этот период дети более пристально исследуют все вокруг и в том числе себя, с головы до ног. Ребенок с одинаковым любопытством может изучать свой язык, глядясь в зеркало, или гениталии, задавая свои "почему". Это естественный процесс. Поэтому с этим вопросом надо обходиться мягко, спокойно, не следует прививать ребенку представления, что не хорошо то, что он делает или, что его половые органы - что- то неприличное, плохое. Вы же хотите, чтобы ребенок сохранил здоровое, естественное отношение к своему телу. Если какая-то часть тела будет пугать его, это еще больше привлечет его внимание к ней, и может впоследствии привести к плохим результатам. Если вы застали ребенка играющим со своими половыми органами, не надо его пугать своей неадекватной реакцией, угрожать или придумывать страшные небылицы про то, что будет с ним или его органами, если он не прекратит. К сожалению, такое варварское отношение встречается у некоторых в той или иной степени. Можно просто мягко отвлечь малыша чем- нибудь, вы ведь хотите, чтобы он не делал этого, но не хотите, чтобы он стал чувствовать себя преступником и рос закомплексованным. Некоторые дети, играя вместе, могут увлечься разглядыванием и изучением друг друга и даже организовать игру "На приеме у врача".
Мусульманам - малышам по мере их взросления следует постепенно прививать понятие "аурат", ( то есть постыдное место) и соответствующие нормам ислама манеры поведения.
Вообще, родителям следует знать, что богословы сказали: " У ребенка, не достигшего 4 лет, будь он мужского или женского пола, не существует постыдного места для взгляда.
А с 4 лет до полового созревания "ауратом" у них является паховая область и ягодицы, то есть гениталии и окружающие их места. А после полового созревания "ауратом" у них является место от пупка и чуть ниже колен ( и соответственно у девушек - все тело, кроме лица и кистей рук)."
Безусловно, дети любят находиться голенькими, радуясь свободе движений и новым ощущениям, и время от времени необходимо давать им такую возможность. В младенческий период следует иногда подержать ребенка раздетым: во время гимнастики, массажа, перед купанием и даже во время кормления грудью. Все это оказывает закаливающее, тонизирующее воздействие на организм, является важным для развития здоровой чувственности. И в то же время необходимо с рождения приучать детей к стыдливости, правильно одевая их и не разрешая находиться при посторонних людях с неприкрытыми половыми органами. Сначала родители делают это за детей, пока те малы и не самостоятельны, показывая своим поведением пример, а потом дети, естественно впитавшие в себя правила, одеваются и ведут себя, как их учили.
На наш взгляд, здесь уместно привести ряд аргументов, выступающих против постоянного нахождения ребенка в обнаженном виде, хотя многие родители не видят в этом ничего зазорного и считают это удобным для себя или средством закаливания ребенка:
- Постоянное нахождение ребенка в обнаженном виде вырабатывает у него привычку к этому, а также - привычку теребить свои половые органы, поскольку имеется легкий доступ к ним, особо в тревожные моменты, когда, например, малыша поругали за что- то или он ушибся и плачет - в любой момент он утешается, трогая себя, что закрепится в его сознании и может привести к онанизму;
- Расхаживание или ползание ребенка по всей квартире в голом виде элементарно негигиенично;
- Имеется реальная опасность, что ребенок может повредить себе половые органы, так как с любопытством изучает окружающие предметы и пытается их применить! А поскольку он не обладает жизненным опытом, то не может предвидеть последствий, а мать не может за всем уследить;
- Провоцируется неопрятность, так как если ребенок еще не приучен к горшку, то он бесконтрольно мочится и испражняется прямо где придется, расхаживая по квартире, это в свою очередь осложнит процесс приучения его к горшку, потому что у такого ребенка не выработана потребность сигнализировать маме о нужде, кроме того, он не испытывает дискомфорт от нахождения в мокрых штанишках, поскольку ходит без них;
- Пребывание ребенка в обнаженном виде в общественных местах, например, на пляже у озера, в парке и т. п. может провоцировать похотливые взгляды некоторых личностей и даже действия с их стороны; а кроме того, существует сглаз.
Хочется также отметить, что мусульманам-родителям не пристало чрезмерно увлекаться фотографированием своих обнаженных детей. Эта привычка распространена у немусульман. Судите сами, вот как, например, оформляется фотоальбом маленькой девочки: на 1-й странице - фото новорожденной голенькой беспомощной малышки, лежащей на спине с разведенными ножками и подпись: "Привет! я - Аня". На другой странице - Аня на горшке. Думается, ребенку самому потом будет крайне неловко показывать этот альбом кому-то. Подобное отношение неэтично и неуважительно по отношению к детям.
"Аурат" следует скрывать, а не выставлять напоказ.
Мусульмане обязаны приучать своих детей прилично держаться, как при родных, так и при посторонних. Девочкам необходимо напоминать, что сидеть надо, держа колени вместе, пока это не войдет у них в привычку. Также следует обращать внимание и на одежду детей, ведь дети на прогулке лазают по лестницам, вертятся на турнике и т.п.
И в связи с этим надо прививать им мысль, что не подобает, чтобы у мусульман открывался "аурат" перед другими людьми.
Вообще, процесс приучения детей к чему-либо длителен и постепенен. Основное правило здесь - пример взрослых и неустанное повторение одного и того же, и напоминание без упреков, спокойно, ласково, но твердо, ведь задача родителей-мусульман, не навредив, растить детей стыдливыми и богобоязненными, помня слова нашего пророка (САС): "Воистину, благопристойность и вера не могут быть врозь: когда уходит одна из них, ухоит и вторая". (Ибни Аббас и Ибни Умар; Абу-Бакр Ахмад ибн аль-Хусейн аль-Байхаки).
Бедретдинова Динара