Регистрация | Вход  | Ас саляму алейкум Гость | RSS
Понедельник, 06.05.2024

 

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Прошу Пречистого и Всевышнего Аллаха, чтобы этот сайт был полезным для всех нас, и чтобы Он простил и благословил нас и сделал наше дело искренним ради Его Лика, поистине, Он — Аль-`Афувв (Снисходительный) и Аль-Карим (Великодушный).
Хвала Аллаху. Его мы восхваляем и к Нему взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого поведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение, а кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, нет у Него сотоварища. И свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

 
Главная » Статьи » Воспитание » дети и общество

В большой мечети
В большой мечети. Воспитание детей.
 
Когда мечети находятся в надлежащем состоянии, ради которого они и были построены, согласно Воле Аллаха, они оказывают одно из величайших воспитательных воздействий на духовное начало ребенка. Когда дети видят, как искренние люди собираются в мечетях во имя Аллаха, они приходят к пониманию значимости мусульманского общества и начинают внимательно относиться к исламской социальной группе.
 
Поэтому приводить детей в мечеть - это очень полезный обычай и хороший воспитательный метод, направленный на то, чтобы дети становились частыми прихожанами мечетей, любили молиться и стремились попасть в общество благочестивых людей.
Более того, когда дети покидают дом и отправляются в мечеть, они чуствуют себя довольными и радостными по опекой и защитой родителей.
 
Итак, мы находим, что Посланник (мир ему) сопровождал детей в мечеть. Имамы ан-Насаи, Ахмад и аль-Хаким на основании достоверных источников рассказывают следующее предание: "Однажды Посланник Аллаха (мир ему!) пришел к нам на намаз аль-магриб (заход солнца) или, быть может аль-иша (вечерний) и принес с собой аль-Хасана или аль-Хусайна. Он прошел и положил его, а затем произнес "Аллах Велик", чтобы начать намаз. Во время намаза он простерся ниц и долго находился в этом положении". Рассказчик говорит: "Я поднял голову и увидел, что мальчик лежит на спине простертого ниц Пророка, а затем я опять вернулся в земной поклон. Когда Посланник Аллаха (мир ему) закончил намаз, люди сказали: "О Посланник Аллаха! Во время намаза ты так долго был в земном поклоне, что мы подумали, что случилось нечто дурное или что снизошли какие-то откровения". Пророк (мир ему) сказал: "Ничего такого не произошло, просто мой внук забрался мне на спину, а мне не хотелось портить ему удовольствие".
 
Во времена Пророка (мир ему) мечеть была для детей домом, где они находили заботу, любовь и терпение со стороны взрослых. Они выходили из мечети уже настоящими мастерами и хорошо воспитанными борцами за веру. Джабир б. Самра (да будет доволен им Аллах) рассказывает о своих воспоминаниях о мечети, как передает имам Муслим. Джабир говорит: "Однажды я вместе с Посланником Аллаха (мир ему) совершал намаз аз-зухр (полуденные молитвы), потом он вышел и отправился к дому, а я последовал за ним. После этого он встретил двух мальчиков и погладил их, и того и другого, по щеке. Когда затем он погладил по щеке меня, я нашел, что его рука прохладна и приятно пахнет, как будто он побывал в лавке благовоний".
 
Здесь следует заметить, что ребенку позволяется ходить в мечеть, только когда он уже способен сам пойти в уборную и очистить себя, когда он научится правилам поведения в мечети, то есть: входить спокойно, ставить обувь на место и держать ее задником к заднику во время ходьбы, не бегать внутри мечети, не расталкивать взрослых, внимательно слушать пятничные проповеди, религиозные уроки, сохранять внимание во время намаза и не причинять вред вещам. Имама Малика (да будет доволен им Аллах) спросили, позволительно ли человеку брать своего сына в мечеть. Его ответ был таким: "Если он выучит правила приличия и поймет их и если он не будет портить вещи, тогда нет никаких проблем. Но это нежелательно, если он портит вещи и не может спокойно стоять в мечети".
 
Первое, что оказывает воздействие на ребенка, когда он приходит в мечеть, это коллективный салят (намаз). Кстати, намаз является средней школой, которая прививает высшие этические нормы и великие ценности душам тех, кто его придерживается. Он собирает людей во имя святой цели и учит их пунктуальности посредством совершения пяти намазов в день в определенное время, как об этом говорится в прославленном аяте: "Верующим молитва предписана в установленное время" (4:103) (Аль-Мунтахаб).
Здесь следует также сделать акцент на обстоятельстве места, поскольку мусульмане собираются в определенном месте, в мечети. Однако любое чистое место на земле может быть названо мечетью, как упоминается в предании, рассказанном аль-Бухари: "Земля сделалась чистой мечетью* для меня (Пророка)"
*Мечеть - (масджид) дословно означает "место, где совершают земной поклон". То есть, последователи Пророка могут совершать земной поклон намаза везде, где нет нечистот (прим. науч. ред.)
 
У этой коллективной молитвы более одного уровня. Ежедневные молитвы собирают вместе жителей какого-либо квартала, тогда как жители деревни или города собираются на пятничные молитвы в большой главной мечети. Более многочисленные скопления народа бывают на молитвы Ида (праздника), так же как и во время аль-истиска (прошения Аллаха ниспослать дождь в период засухи) и солнечного затмения. Вот почему групповой намаз занимает важное положение в Исламе, не говоря уже об определенном числе содержащихся в нем вероучительных и социальных уроков.
 
Существует также эстетический урок, получаемый детьми во время намазов, а именно "стояние ровными рядами". Имам Муслим рассказывает, что Абу Мас'уд (да будет доволен им Аллах) сказал: "Посланник Аллаха (мир ему!) обычно ставил нас так, чтобы мы соприкасались плечами во время намаза, и говорил: "Стойте прямо и не спорьте, чтобы сердца ваши не волновались. Взрослые мужчины должны стоять позади меня (в первых рядах), а  те, кто младше, должны находиться позади них". Ахмад передает, что Абдулла б.Ганим рассказывал, что Абу Малик аль-Аш'ари (да будет доволен им Аллах!) сказал: "Посланник Аллаха (мир ему) обычно стоял одинаковое время и прочитывал одно и то же количество аятов Корана в течение четырех ракатов (частей, из которых складывается такой намаз, как аль-иша; один ракат, или часть, начинается со стояния, затем коленопреклонения, затем стояния на короткое время, а затем двух земных поклонов). Однако он совершал первый ракат дольше всего для того, чтобы люди могли получить больше веры. Он также обычно ставил мужчин позади себя и перед детьми, за которыми стояли женщины".
 
Когда ребенок стоит позади взрослых мужчин, он учится уважать старших. Он также узнает, что настоящий мужчина - это тот, кто стоит в мечети в первом ряду, а не за ее пределами. Поэтому ему хочется поскорее вырасти, чтобы выдвинуться в первые ряды перед Лицом Аллаха (слава Ему!).
 
Более того, ребенок учится стоять ровными рядами со своими маленькими сверстниками и завязывать свои первые отношения и дружбу в мечети. Поистине, это хорошее начало для долгой дружбы, имеющей отношение к мечети, а не к улицам, и свзвнной с братством по вере, а не жадности и похоти.
 
Другое, что оказывает воздействие на ребенка, когда он приходит в мечеть, - это "круги знания и восхваления Аллаха". В таких кругах ребенок приобретает много знания из рук ученых людей, вместе с другими восхваляет Аллаха и знакомится со смыслом любви и скромности. Таким образом, он познает радость восхваления Аллаха, состояние мудрости, привилении ученых людей и величие мечети.
 
Вот почему Сподвижники были так проницательны, что брали своих детей в мечеть Посланника Аллаха (мир ему!), чтобы они могли стоять в кругах знания перед величайшим наставником Мухаммадом (мир ему). В таких кругах не удивительно было увидеть, как ребенок забирается на спину отца, сидит у него на коленях или трогает его за бороду своими нежными пальчиками.
 
Ан-Насаи рассказывает через достоверную цепочку рассказчиков: "Один человек с маленьким ребенком посещал некоторые из встреч Пророка с его Сподвижниками. Ребенок обычно забирался на спину Пророку (мир ему!), который усаживал его к себе на колени. Потом этот ребенок умер, и его отец перестал ходить на уроки Пророка из-за смерти своего сына. Когда Пророк (мир ему!) обнаружил отсутствие этого человека этого человека, он спросил: "Почему я не вижу такого-то?" Они (Сподвижники) ответили: "О Посланник Аллаха! Его ребенок, которого ты видел обычно, умер". После этого Пророк (мир ему!) встретил того человека и спросил его о его сыне. Человек рассказал ему, что его сын умер. Пророк (мир ему!) утешил его и сказал: "О такой-то! Что благоприятнее для тебя? Горевать о своем сыне до конца своей жизни или встретить его у каждых врат Рая, чтобы он открыл их для тебя?". Тот человек ответил: "О Пророк Аллаха! Лучше и благоприятнее для меня, чтобы сын мой предварил меня у врат Рая и отпер их для меня". Пророк (мир ему!) сказал: "Ты это получишь".
 
Одним словом, эти и многие другие жемчужины красоты дети не могут увидеть нигде, кроме мечетей. Если мы по-настоящему желаем пользу своим детям, чести своему народу, восстановления нашей славы и благосостояния наших стран, счастья в этой жизни и в жизни будущей, тогда мы, вместе с нашими детьми, должны вернуться в мечети, чтобы приобрести больше веры и нравственности. Мечеть, из котороый вышли дети Сподвижников и наши добрые предшественники, способна выпустить таких же, как они, в том случае, если родители будут направлят своих детей в мечеть убеждением, любовью и ободрением, а не просто силой, упреками и обманным путем. Этого также можно добиться, если родители понимают свою роль в отношении прихода детей в мечеть.

Взрослые должны наставлять и направлять детей ласково, мягко, кротко. Для того чтобы привлечь детей к посещению мечети, совершению намазов и регулярному посещению занятий, следует обращаться с ними с любовью и по-дружески.
 
Так мечеть становится настоящим воспитательным инкубатором, в котором воспитываются и получают образование маленькие дети.
 
 
Абдулла М. Абдул-Мути "Воспитание в исламе"
Категория: дети и общество | Добавил: UmmSalih (14.10.2007) | Автор: Абдулла М. Абдул-Мути
Просмотров: 1380 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1
1 Ale  
0
A little rationality lifts the quality of the debate here. Thanks for cobiutnrting!

Имя *:
Email *:
Код *: