5. Имянаречение.[16]
В Исламе уделяется большое внимание выбору имени для младенца.
От Самура передаются следующие слова Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «[Рождение] каждого ребенка является поводом принесения в жертву животного (каждый ребенок является заложником жертвенного животного). Животное закалывается на седьмой день. В этот же день ребенку дается имя и бреется его голова» (хадис приведен в пяти из шести сводов достоверных хадисов, а также в св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. Ат-Тирмизи сказал, что хадис «сахих»).[17] Из хадиса ясно, что имя может даваться на седьмой день с момента рождения младенца.
Однако есть другие достоверные хадисы, указывающие на то, что имя может даваться и в день рождения ребенка. Анас говорил: «Посланник Аллаха сказал: «Ночью у меня родился сын, я назвал его именем праотца своего – Ибрахимом» (св. х. имама Муслима).
Из вышеупомянутых хадисов следует, что имянаречение не имеет строго определенного срока: это возможно как в день рождения ребенка, так и на седьмой день, а также до и после рождения.
Одним из вопросов, требующих особого внимания со стороны родителей, является правильный выбор имени для новорожденного.
Абу Давуд передает от Абу ад-Дарда: «Посланник Аллаха сказал: «Поистине, в День Воскресения вы будете созваны вашими именами и именами ваших отцов. Так нарекайте же детей красивыми именами!»
От Ибн ‘Умара передают следующие слова: «Пророк сказал: «Поистине, самые любимые имена для Господа – ‘Абдулла (раб Господа) и ‘Абдур-Рахман (раб Милостивого)» (св. х. имама Муслима).
Следует отметить, что к предпочтительным относятся все те имена, в которых присутствует слово «абд» (раб) в сочетании с одним из прекрасных имен Всевышнего: ‘Абдур-Раззак (раб Дающего пропитание), ‘Абдуль-Малик (раб Владыки).
В одном из хадисов оговаривается предпочтительность наречения детей именами пророков и ангелов. Имя последнего Посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) особенно чтимо. Пророк Мухаммад сказал: «Нарекайте детей своих именами пророков». «Нарекайте моим именем[18], но не давайте моего прозвища[19] » (хадис передан Абу Ну‘аймом). Имам Малик говорил: «Я слышал от жителей Медины, что каждый дом, где есть имя Мухаммад, наделен особым уделом».[20]
Важно помнить, что человек, на которого возложена ответственность за ребенка, должен позаботиться и о том, чтобы ему не дали имени, задевающего его достоинство и которое может оказаться поводом для насмехательств. Ат-Тирмизи от ‘Аишы (да будет доволен ею Господь) передает, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) менял скверные, плохие имена. От Ибн ‘Умара передают, что дочь ‘Умара именовалась ‘Асия (непокорная, непослушная), а Пророк назвал ее Джамиля (красивая).
Запрещено давать имена, присущие только Всевышнему Творцу, например, Ахад (Единственный), Халик (Творящий) и т.д. Последний Посланник Творца сказал: «В Судный День сильнее всего вызовет гнев Всевышнего тот человек, который назван именем Маликуль-Амляк (владыка всех владений). Нет Владыки, кроме Всевышнего Господа».
Запрещено нарекать именами, в которых подчеркивается покорность кому-либо или чему-либо, кроме Всевышнего, например, ‘Абдуль-Кя‘ба (раб Каабы), ‘Абдун-наби (раб Пророка), Абдур-расуль (раб Посланника).
Давать более одного имени возможно, но лучше, как делал это Пророк Мухаммад, ограничится одним.
6. Жертвоприношение по случаю рождения ребенка.
В знак благодарности Господу за новорожденного ребенка желательно, если есть на то материальная возможность, принести в жертву барана. Как упоминалось в хадисе, жертву лучше принести на седьмой день с момента рождения ребенка. Если такой возможности не было, то - в иной другой день.
Салман ибн ‘Амир ад-Дабби говорил: «Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «С ребенка – «аль-акыка». Так принесите за него жертвенное животное, [тем самым] удалите от него вред и боль»[21] (св. х. аль-Бухари).[22]
От Самура передаются следующие слова Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «[Рождение] каждого ребенка является поводом принесения в жертву животного (каждый ребенок является заложником жертвенного животного). Животное закалывается на седьмой день. В этот же день ребенку дается имя и бреется его голова» (хадис приведен в пяти из шести сводов достоверных хадисов, а также в св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. Ат-Тирмизи сказал, что хадис «сахих»).
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила, что Пророк сказал: «За мальчика - два равных[23] барана, а за девочку - один баран» (св. х. Ахмада и ат-Тирмизи).[24]
Из этих трех хадисов следует, что при рождении девочки надо заколоть одного барана, а при рождении мальчика, в зависимости от материального положения отца, в жертву приносится один[25] или два барана.[26]
Большая часть ученых исламского права считают, что принесение в жертву животного по случаю рождения ребенка является для его отца желательной сунной (мустахаб), но не является обязательным (ваджиб).
Общие положения, касающиеся жертвенного животного:
а) Разрешается приносить в жертву животное, по своим характеристикам соответствующее тому, что приносится в жертву на праздник Курбан-байрам:
- баран должен быть годовалым или старше (допускается заколоть барана в возрасте шести и более месяцев, но достигшего размеров годовалого);
- жертвенное животное должно быть без явных пороков (например, нельзя приносить в жертву одноглазое[27] или слепое животное, явно хромое или очень тощее;[28]
б) Нежелательно разбивать кости принесенного в жертву животного, а предпочтительно отрезать каждую кость в месте сочленения суставов. Данное утверждение подкреплено словами Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует), сказанными дочери Фатыме (да будет доволен ею Аллах), когда она принесла жертву по случаю рождения Хасана и Хусейна: «Отправьте женщине, принимавшей роды, ногу жертвенного животного. Ешьте [это мясо] и кормите [им] других, и не ломайте кости этого животного» (хадис передан Абу Даудом). Также это оговаривается в одном из хадисов от ‘Аиши.[29]
в) Мясо «аль-акыка» распределяется таким образом: часть используется теми, кто принес животное в жертву (т. е. родителями ребенка), часть раздается в качестве подаяния, а оставшаяся - дарится близким. Желательно немного дать и женщине, принимавшей роды. Запрещена продажа какой-либо части мяса «аль-акыка».
г) Следуя хадису, желательно (мустахаб) приносить в жертву животное «аль-акыка» на имя новорожденного ребенка. При этом, закалывающий животное говорит: «бисмил-ляях, аллахумма лякя ва иляйкя акыкату (…)».
Перевод:
«С именем Аллаха. О Всевышний, Тебе [принадлежит] и к Тебе [возвращается] акыка [имя ребенка]».
7. Обрезание
Согласно мнению большинства исламских ученых, обряд обрезания мальчика должен быть выполнен до достижения ребенком совершеннолетия. Однако является предпочтительным, чтобы данная сунна была соблюдена в первые дни после его рождения. Так, хадис от Джабира гласит: «Посланник Аллаха принес в жертву животное от имени Хасана и Хусейна и совершил им обряд обрезания на седьмой день с момента их рождения»[30] (св. х. аль-Байхакы).[31]
Существует большое количество хадисов, в которых говорится об обрезании. Вот несколько из них.
‘Аммар ибн Ясир сообщает: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «К «фитре»[32] относится следующее: полоскание рта, промывание носа, стрижка усов, чистка зубов палочкой «мисвак», обрезка ногтей, выщипывание[33] волос подмышками, стрижка волос на лобке и обрезание» (св. х. имама Ахмада).
Абу Хурайра передает: «Посланник Аллаха сказал: «Фитра» заключается в обрезании, бритье волос на лобке, стрижка усов, обрезке ногтей и выщипывании волос подмышками» (св. х. аль-Бухари и Муслима).
Среди ученых исламского права относительно данного вопроса существуют некоторые расхождения во мнениях. Такие ученые, как аль-Хасан аль-Басри, имам Абу Ханифа, а также некоторые алимы ханбалитской школы рассматривают обрезание в качестве сунны-рекомендации. В то же время, имамы аш-Шафи‘и, Малик и Ахмад, а также аль-Авза‘и и другие считают, что обрезание относится к категории «ваджиб», т.е. по своей важности близко к фарду.
Полезно знать следующее высказывание имама Малика: «Кто не совершит обряд обрезания, тому запрещено выполнять молитву в качестве имама».
Прошу у Милостивого и Прощающего принять сей труд, выполненный лишь с надеждой на Его благоволение, и простить возможные ошибки и прегрешения, ибо единственным намерением было принести людям пользу на пути Того, хвалу Которому возносит все сущее на небесах и на земле.
Источник: http://www.mukmin.narod.ru/reb.html |