Регистрация | Вход  | Ас саляму алейкум Гость | RSS
Пятница, 17.05.2024

 

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Прошу Пречистого и Всевышнего Аллаха, чтобы этот сайт был полезным для всех нас, и чтобы Он простил и благословил нас и сделал наше дело искренним ради Его Лика, поистине, Он — Аль-`Афувв (Снисходительный) и Аль-Карим (Великодушный).
Хвала Аллаху. Его мы восхваляем и к Нему взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого поведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение, а кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, нет у Него сотоварища. И свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

 
Главная » Статьи » Новая жизнь » Обряды связанные с рождением

ФЕТВА О РОЖДЕНИИ РЕБЕНКА И СВЯЗАННЫХ С НИМ МЕРОПРИЯТИЯХ-2

5. Имянаречение.[16]

В Исламе уделяется большое внимание выбору имени для младенца.  

От Самура передаются следующие слова Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «[Рождение] каждого ребенка является поводом принесения в жертву животного (каждый ребенок является заложником жертвенного животного). Животное закалывается на седьмой день. В этот же день ребенку дается имя и бреется его голова» (хадис приведен в пяти из шести сводов достоверных хадисов, а также в св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. Ат-Тирмизи сказал, что хадис «сахих»).[17] Из хадиса ясно, что имя может даваться на седьмой день с момента рождения младенца.

Однако есть другие достоверные хадисы, указывающие на то, что имя может даваться и в день рождения ребенка. Анас говорил: «Посланник Аллаха сказал: «Ночью у меня родился сын, я назвал его именем праотца своего – Ибрахимом» (св. х.  имама Муслима).

Из вышеупомянутых хадисов следует, что имянаречение не имеет строго определенного срока: это возможно как в день рождения ребенка, так и на седьмой день, а также до и после  рождения.

Одним из вопросов, требующих особого внимания со стороны родителей, является правильный выбор имени для новорожденного.

            Абу Давуд передает от Абу ад-Дарда: «Посланник Аллаха сказал: «Поистине, в День Воскресения вы будете созваны вашими именами и именами ваших отцов. Так нарекайте же детей красивыми именами!»

            От Ибн ‘Умара передают следующие слова: «Пророк сказал: «Поистине, самые любимые имена для Господа – ‘Абдулла (раб Господа) и ‘Абдур-Рахман (раб Милостивого)» (св. х. имама Муслима).

Следует отметить, что к предпочтительным относятся все те имена, в которых присутствует слово «абд» (раб) в сочетании с одним из прекрасных имен Всевышнего: ‘Абдур-Раззак (раб Дающего пропитание), ‘Абдуль-Малик (раб Владыки).

В одном из хадисов оговаривается предпочтительность наречения детей именами пророков и ангелов. Имя последнего Посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) особенно чтимо. Пророк Мухаммад сказал: «Нарекайте детей своих именами пророков». «Нарекайте моим именем[18], но не давайте моего прозвища[19] » (хадис передан Абу Ну‘аймом). Имам Малик говорил: «Я слышал от жителей Медины,  что каждый дом, где есть имя Мухаммад, наделен особым уделом».[20]

Важно помнить, что человек, на которого возложена ответственность за ребенка, должен позаботиться и о том, чтобы ему не дали имени, задевающего его достоинство и которое может оказаться поводом для насмехательств. Ат-Тирмизи от ‘Аишы (да будет доволен ею Господь) передает, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) менял скверные, плохие имена. От Ибн ‘Умара передают, что дочь ‘Умара именовалась ‘Асия (непокорная, непослушная), а Пророк назвал ее Джамиля (красивая).

Запрещено давать имена, присущие только Всевышнему Творцу, например, Ахад (Единственный), Халик (Творящий) и т.д. Последний Посланник Творца сказал: «В  Судный День сильнее всего вызовет гнев Всевышнего тот человек, который назван именем Маликуль-Амляк (владыка всех владений). Нет Владыки, кроме Всевышнего Господа».

Запрещено нарекать именами, в которых подчеркивается покорность кому-либо или чему-либо, кроме Всевышнего, например, ‘Абдуль-Кя‘ба (раб Каабы), ‘Абдун-наби (раб Пророка), Абдур-расуль (раб Посланника).

Давать более одного имени возможно, но лучше, как делал это Пророк Мухаммад, ограничится одним.

 

6. Жертвоприношение по случаю рождения ребенка.

В знак благодарности Господу за новорожденного ребенка желательно, если есть на то материальная возможность, принести в жертву барана. Как упоминалось в хадисе, жертву лучше принести на седьмой день с момента рождения ребенка. Если такой возможности не было, то - в иной другой день.

Салман ибн ‘Амир ад-Дабби говорил: «Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «С ребенка – «аль-акыка». Так принесите за него жертвенное животное, [тем самым] удалите от него вред и боль»[21] (св. х. аль-Бухари).[22]

От Самура передаются следующие слова Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «[Рождение] каждого ребенка является поводом принесения в жертву животного (каждый ребенок является заложником жертвенного животного). Животное закалывается на седьмой день. В этот же день ребенку дается имя и бреется его голова» (хадис приведен в пяти из шести сводов достоверных хадисов, а также в св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. Ат-Тирмизи сказал, что хадис «сахих»).

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила, что Пророк сказал: «За мальчика - два равных[23] барана, а за девочку - один баран» (св. х. Ахмада и ат-Тирмизи).[24]

Из этих трех хадисов следует, что при рождении девочки надо заколоть одного барана, а при рождении мальчика, в зависимости от материального положения отца, в жертву приносится один[25] или два барана.[26]

Большая часть ученых исламского права считают, что принесение в жертву животного по случаю рождения ребенка является для его отца желательной сунной (мустахаб), но не является обязательным (ваджиб).

 

Общие положения, касающиеся жертвенного животного:

а) Разрешается  приносить в жертву  животное, по своим характеристикам соответствующее тому, что приносится в жертву на праздник Курбан-байрам:

- баран должен быть годовалым или старше (допускается заколоть барана в возрасте шести и более месяцев, но достигшего размеров годовалого);

- жертвенное животное должно быть без явных пороков (например, нельзя приносить в жертву одноглазое[27] или слепое животное, явно хромое или очень тощее;[28]

б) Нежелательно разбивать кости принесенного в жертву животного, а предпочтительно отрезать каждую кость в месте сочленения суставов. Данное утверждение подкреплено словами Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует),  сказанными дочери Фатыме (да будет доволен ею Аллах), когда она принесла жертву по случаю рождения Хасана и Хусейна: «Отправьте женщине, принимавшей роды, ногу жертвенного животного. Ешьте [это мясо] и кормите [им] других, и не ломайте кости этого животного» (хадис передан Абу Даудом). Также это оговаривается в одном из хадисов от ‘Аиши.[29]

в) Мясо «аль-акыка» распределяется таким образом: часть используется теми, кто принес животное в жертву (т. е. родителями ребенка), часть раздается в качестве подаяния, а оставшаяся - дарится близким. Желательно немного дать и женщине, принимавшей роды.  Запрещена продажа какой-либо части мяса «аль-акыка».

г)  Следуя хадису, желательно (мустахаб) приносить в жертву животное «аль-акыка» на имя новорожденного ребенка. При этом, закалывающий животное говорит: «бисмил-ляях, аллахумма лякя ва иляйкя акыкату (…)».

Перевод:

«С именем Аллаха. О Всевышний, Тебе [принадлежит] и к Тебе [возвращается] акыка [имя ребенка]».

           

7. Обрезание

Согласно мнению большинства исламских ученых, обряд обрезания мальчика должен быть выполнен до достижения ребенком совершеннолетия. Однако является предпочтительным, чтобы данная сунна была соблюдена в первые дни после его рождения. Так, хадис от Джабира гласит: «Посланник Аллаха принес в жертву животное от имени Хасана и Хусейна и совершил им обряд обрезания на седьмой день с момента их рождения»[30] (св. х. аль-Байхакы).[31]

Существует большое количество хадисов, в которых говорится об обрезании. Вот несколько из них.  

‘Аммар ибн Ясир сообщает: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «К «фитре»[32] относится следующее: полоскание рта, промывание носа, стрижка усов, чистка зубов палочкой «мисвак», обрезка ногтей, выщипывание[33] волос подмышками, стрижка волос на лобке и обрезание» (св. х.  имама Ахмада).

Абу Хурайра передает: «Посланник Аллаха сказал: «Фитра» заключается в обрезании, бритье волос на лобке, стрижка усов, обрезке ногтей и выщипывании волос подмышками» (св. х. аль-Бухари и Муслима).

Среди ученых исламского права относительно данного вопроса существуют некоторые расхождения во мнениях. Такие ученые, как аль-Хасан аль-Басри, имам Абу Ханифа, а также некоторые алимы ханбалитской школы  рассматривают обрезание в качестве сунны-рекомендации. В то же время, имамы аш-Шафи‘и, Малик и Ахмад, а также аль-Авза‘и и другие считают, что обрезание относится к категории «ваджиб», т.е. по своей важности близко к фарду.

Полезно знать следующее высказывание имама Малика: «Кто не совершит обряд обрезания, тому запрещено выполнять молитву в качестве имама».

 

Прошу у Милостивого и Прощающего принять сей труд, выполненный лишь с надеждой на Его благоволение, и простить возможные ошибки и прегрешения, ибо единственным намерением было принести людям пользу на пути Того, хвалу Которому возносит все сущее на небесах и на земле.

 

[1]  Михраб – ниша в мечети, указывающая направление к Каабе.  
[2]  Яхъя – один из Пророков Ислама, в христианской традиции – Иоанн Креститель.  
[3]  См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 11т. Т. 4, с. 2751. 
[4]  Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 11 т. Т. 1, с. 720; т. 4, с. 2750.  
[5]  Фатыма (да будет доволен ею Аллах) – дочь Пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует).  
[6]  Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 5, с. 144, 145.  
[7] Имеется в виду джинн женского пола. Дословно «мать детей».  
[8]  О последних двух хадисах имам аль-Байхакы сказал: «В цепи передававших эти хадисы есть некоторая недостоверность». Первый же, в котором оговаривается только чтение азана, явно достоверен («хасан», «сахих»). См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 11 т. Т. 4, с. 2750. В тоже время, практическое использование хадисов об икамате возможно, что подтверждено действиями ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза, считающегося пятым праведным халифом. См.: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 5, с. 146.  
[9]  Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 11 т. Т. 4, с. 2750-2751.  
[10]  См.: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 5, с. 145.  
[11]  См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 11 т. Т. 4, с. 2751.  
[12]  Дети Али ибн Абу Талиба и Фатымы (да будет доволен ими Аллах), внуки Пророка.
[13]  См.: Имам Малик. Аль-муватто. С. 399-400, хадисы № 2, 3, глава «аль-акыка».  
[14]  Дирхам - серебряная монета.  
[15]  См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 280, хадис № 4567, «сахих».  
[16]  См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 11 т. Т. 4, с. 2752, 2753.  
[17]  См.: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 5, с. 140, хадис № 2131.
  [18] Помимо «Мухаммад», именами Пророка являются «Мустафа», «Ахмад», «Махмуд».  
[19] Имеется ввиду прозвище Абулькасым (т.е. «отец Касыма»), данное Пророку после рождения сына Касыма.
[20]  См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 11 т. Т. 4, с. 2752.  
[21]  Как и в случае с жертвоприношением в праздник Курбан-байрам (в память о том, как Авраам (мир ему) был готов принести в жертву Богу единородного сына), смысл жертвы состоит в том, что она необходима самим людям, а не Господу. Считать, что Господу «необходимо» жертвоприношение животного, означает непонимание смысла этого акта. Всевышний Аллах, по определению Его сущности, не нуждается в какой бы то ни было жертве. Об этом говорится в Священном Коране: «Ни мясо, ни кровь их [жертвенных животных] не дойдут до Бога, но [доходит до Него] богобоязненность ваша» (Св. Коран, 22:37).
  Идея жертвы многократно упоминается в Библии. Ср., например: «Не прошу тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих; Ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор. Знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу, и воздай Всевышнему обеты твои; Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие» (Пс. 49:9-14, 23).  
[22]  См.: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 5, с. 140, хадис № 2130.
[23]  Т.е. равные друг другу по возрасту, весу и т.д.  
[24]  См.: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 5, с. 140, хадис № 2132, 2133.  
[25]  Возможность, при рождении мальчика, принесения в жертву только одного барана подкреплена Сунной Пророка, когда от внуков, Хасана и Хусейна, он зарезал по одному барану. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 11 т. Т. 4, с. 2747.  
[26]  Согласно Ветхому Завету, по повелению Господа при рождении сына или дочери должно было приносить в жертву «однолетнего ягнца… и молодого голубя или горлицу» (Лев. 12:6).  
[27]  См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 11 т. Т. 4, с. 2709.  
[28]  Ср.: «Не приноси в жертву Господу Богу твоему, вола, или овцы, на которой будет порок, или что-нибудь худое: ибо это мерзость для Господа Бога твоего» (Втор. 17:1);
«Животного слепого, или поврежденного, или уродливого, или больного, или коростового, или паршивого, таких не приносите Господу и в жертву не давайте их на жертвенник Господень» (Лев. 22:22).
[29]  См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. В 11 т. Т. 4, с. 2749.
[30] Как известно, ритуал обрезания восходит ко временам Авраама (мир ему), которому, согласно Библии, было повеление от Бога: «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол. Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужского пола… и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего; ибо он нарушил завет Мой» (Быт. 17


Источник: http://www.mukmin.narod.ru/reb.html
Категория: Обряды связанные с рождением | Добавил: UmmSalih (16.10.2007)
Просмотров: 1902 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: