Регистрация | Вход  | Ас саляму алейкум Гость | RSS
Суббота, 18.11.2017

 

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Прошу Пречистого и Всевышнего Аллаха, чтобы этот сайт был полезным для всех нас, и чтобы Он простил и благословил нас и сделал наше дело искренним ради Его Лика, поистине, Он — Аль-`Афувв (Снисходительный) и Аль-Карим (Великодушный).
Хвала Аллаху. Его мы восхваляем и к Нему взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого поведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение, а кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, нет у Него сотоварища. И свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

 
Главная » Статьи » Фетвы

Участь умерших детей мусульман и неверующих
Вопрос: моя жена была беременна двумя близнецами, и в день схваток она почувствовала, как с нее вытекают воды, и направилась к врачу. Та сообщила ей, что один из близнецов недавно умер, т.к. глотнул околоплодную жидкость в матке. Она пошла в больницу, и ей сделали кесарево сечение, чтобы спасти второго близнеца, который родился живым, и хвала Аллаху. Я хочу спросить про мертвого ребенка, как он будет воскрешен в Судный день? Будет ли он воскрешен юношей, как мы, или как?
Ответ: хвала Аллаху.
Ученые сошлись на том, что дети мусульман, если они умерли после того, как в них была вложена душа и вплоть до совершеннолетия, попадут в рай, и это милость Всевышнего Аллаха для них и их отцов, милосердие от Всевышнего Аллаха, чья милость объяла всякую вещь. Мы уже приводили тексты ученых по этому вопросу в фатве № 6496.
Внимательно посмотрев на тексты, сообщающие о положении детей мусульман в барзахе, при их воскресении и расчете в Судный день, а затем при их вхождении в рай, мы можем разделить их путешествие на следующие этапы:
1. Что касается их положения в барзахе, то утверждается, что только из-за своей смерти они сразу переносятся в рай, и что их души наслаждаются в раю под присмотром нашего отца Ибрагима عليه السلام.
Это приводится в хадисе Самуры бин Джундуба رضي الله عنه , который сказал:
( كانَ رسولُ اللهِ – صلى الله عليه وسلم – مِمَّا يُكثِرُ أن يَقُولَ لِأَصحَابِهِ : هَل رَأَى أَحَدٌ مِنكُم مِن رُؤيَا ؟ قالَ : فَيَقُصُّ عَلَيه مَنْ شَاءَ اللهُ أَنْ يَقُصَّ .
وَإِنَّه قَالَ ذَاتَ غَدَاةٍ : إِنَّه أَتَانِي الليلَةَ آتِيَانِ ، وَإِنَّهما ابتَعَثَانِي ، وَإِنَّهُما قَالَا لِي انطَلِق ، وَإِنِّي انطَلَقتُ مَعَهُمَا . . .( فذكر أشياء رآها ثم قال ) فانطَلَقنَا ، فَأتَينَا عَلَى رَوضَةٍ مُعتَمَّةٍ ، فِيهَا مِن كُلِّ لَونِ الرَّبِيعِ ، وَإِذَا بَيْنَ ظَهْرَي الرَّوضَةِ رَجُلٌ طَويلٌ لَا أَكادُ أَرَى رَأسَهُ طُولًا فِي السَّماءِ ، وإِذَا حَولَ الرَّجُلِ مِن أَكثَرِ وِلدَانٍ رَأيتُهم قَطُّ ، . . . ( ثم كان مما عبره له الملكان ) :
وَأَمَّا الرَّجُلُ الطَّويلُ الذي فِي الرَّوضَةِ فَإِنَّه إبراهيمُ ، وَأَمَّا الوِلدَانُ الذِينَ حَولَه فَكُلُّ مَولُودٍ مَاتَ عَلَى الفِطْرَةِ ، فَقَالَ بَعضُ المُسلِمِين : يَا رَسُولَ اللهِ ! وَأَوْلَادُ المُشْرِكِين ؟ فَقَالَ : وَأَوْلَادُ المُشرِكِين )
"Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم часто говорил своим сподвижникам: "Видел ли кто-нибудь из вас сон?” Он сказал: "И он рассказывал ему то, что желал Аллах, чтобы он рассказывал. Однажды он сказал, что во сне к нему пришли двое и сказали ему, чтобы он пошел с ними. Пророк صلى الله عليه وسلم сказал: "И я отправился с ними”, и он упомянул то, что видел, а затем сказал: "И мы шли и дошли до большого сада, в котором были все цветы, которые только цветут весной. А в этом саду я увидел такого высокого человека, что едва мог разглядеть его голову, достигавшую небес, и вокруг него было такое количество детей, какого я никогда раньше не видел». Затем, в конце этого путешествия, спутники пророка صلى الله عليه وسلم поведали ему о том, что «высокий человек – это Ибрагим, а все окружавшие его дети являются младенцами, умершими в своём естественном состоянии (фитра)». Некоторые мусульмане сказали: "О посланник Аллаха? А что с детьми мушриков?” Он сказал: "И дети мушриков”. Хадис передал аль-Бухари (7047).
Ибн Масъуд رضي الله عنه сказал: "Души детей мусульман находятся в зобах птиц, они летают по раю, куда пожелают, и возвращаются к светильникам, висящим от Трона ". Передал Ибн Аби Хатем со своим иснадом, см. "Тафсир аль-Къуръан аль-Азым”, 7\148.
2. Когда начнется Судный день, создания будут воскрешены из своих могил, и дети также будут воскрешены в том возрасте, в котором они умерли, и они будут просить заступничества за своих родителей и зайдут в рай по милости Аллаха.
Абу Хассан рассказывал: "Однажды я сказал Абу Хурейре: "У меня умерло два ребенка, не расскажешь ли ты нам что-либо из того, что слышал от посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم, чтобы успокоились наши души относительно наших умерших?” Абу Хурейра сказал: "Да, пророк صلى الله عليه وسلم говорил: «Дети ваши – даамис рая, которые, встретив своего родителя, или родителей, возьмут его за одежду, как я беру тебя за одежду, и не отпустят ее, пока Аллах не введет его родителя в Рай!»” Муслим 2635.
Имам Ибн аль-Асир и аль-Манауи сказали: "Ад-даамис/الدعاميص – множественное число от "дуъмус” – маленькое животное, обитающее в болотной воде. Также "ад-дуъмус” - тот, кто странствует , т.е. дети будут путешествовать по Раю, заходя в Райские дома без запрета, как не запрещают детям мира этого входить к женщинам, и от них никто не будет отгораживаться”. См. "ан-Нихая” 2/279.
В этом хадисе есть явный далил на то, что дети останутся в состоянии детства во время воскрешения, воздаяния и расчета, и даже выкидыш, в котором уже была душа, останется в своем виде, как он вышел из матки своей матери.
3. Когда обитатели рая зайдут в рай, они займут там свои жилища. Некоторые ученые пришли к мнению, что все они, в каком бы возрасте они не умерли, будут 33-летнего возраста, не будут стареть и ослабевать, будут наслаждаться своей юностью вечно, и что Аллах прибавит возраст детей и уменьшит возраст стариков, чтобы все они стали одного возраста, в расцвете лет, 33 года. Передается от Муаза бин Джабаля رضي الله عنه, что пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
يَدْخُلُ أَهْلُ الجَنَّةِ الجَنَّةَ جُرْدًا مُرْدًا مُكَحَّلِينَ أَبْنَاءَ ثَلاَثِينَ أَوْ ثَلاَثٍ وَثَلاَثِينَ سَنَةً
«Войдут в Рай обитатели Рая без волос на теле, без бороды, черноглазыми в возрасте тридцати или тридцати трех лет» (хадис передал ат-Тирмизи, 2545, и сказал, что он хасан гариб, а также имам Ахмад в "Муснаде”, 2\315 из хадиса Абу Гурейры, и исследователи сочли его хасаном, также передал аль-Хейсами в "Маджмаъ аз-заваид”, 10\402, и Абу Хатем назвал его сахихом в "аль-Иляль”, 3\272, и аль-Альбани в "ас-Сильсиля ас-сахиха”, 6\1224).
Это также явно пришло в риваяте Абу Саида аль-Худри رضي الله عنه , и по поводу иснада хадиса есть разногласия. Пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
مَنْ مَاتَ مِنْ أَهْلِ الجَنَّةِ مِنْ صَغِيرٍ أَوْ كَبِيرٍ يُرَدُّونَ بَنِي ثَلاَثِينَ فِي الجَنَّةِ لاَ يَزِيدُونَ عَلَيْهَا أَبَدًا ، وَكَذَلِكَ أَهْلُ النَّارِ
"Те, кто умер ребенком или стариком из числа обитателей рая, вернутся к возрасту 30 лет в раю, и они никогда не прибавят в возрасте, и также обитатели огня” (хадис привел ат-Тирмизи, 2562 и сделал его даифом своим словами "Этот хадис гариб, мы не знаем его, кроме как из хадиса Рашдина, т.е. Ибн Саъда. Ибн Маин сказал: "Это недостоверный хадис”. Ан-Насаи сказал: "Матрук”).
Другие ученые из сахабов и табиинов пришли к тому, что тот, кто умрет до совершеннолетия из числа детей мусульман, будут слугами обитателей рая, будут обходить их с напитками и едой, как те, кто упомянут в словах Всевышнего Аллаха:
يَطُوفُ عَلَيْهِمْ وِلْدَانٌ مُخَلَّدُونَ . بِأَكْوَابٍ وَأَبَارِيقَ وَكَأْسٍ مِنْ مَعِينٍ
Вечно юные отроки будут обходить их с чашами, кувшинами и кубками с родниковым напитком (вином) (сура аль-Вакъиа, 17-18).
Также Аллах сказал:
وَيَطُوفُ عَلَيْهِمْ غِلْمَانٌ لَهُمْ كَأَنَّهُمْ لُؤْلُؤٌ مَكْنُونٌ
Их будут обходить их юные слуги, подобные сокрытому жемчугу (сура ат-Тур, 24), и в словах Аллаха также говорится:
وَيَطُوفُ عَلَيْهِمْ وِلْدَانٌ مُخَلَّدُونَ إِذَا رَأَيْتَهُمْ حَسِبْتَهُمْ لُؤْلُؤًا مَنْثُورًا
Их будут обходить вечно юные отроки. Взглянув на них, ты примешь их за рассыпанный жемчуг (сура аль-Инсан, 19).
Это привел аль-Алляма Ибн аль-Къайим от Али бин Аби Талиба رضي الله عنه от аль-Хасана аль-Басри رحمه الله , но он все же счел наиболее правильным мнение о том, что дети, которые будут прислуживать обитателям рая – это юноши, созданные в раю, подобные гуриям, и что это не те, кто умер из детей мусульман, и он сказал: "Что касается детей обитателей рая, то в Судный день им всем будет по 33 года” (см. "Хади аль-Арвах иля биляд аль-афрах”, стр. 309-311).
Вероятно, второе мнение наиболее правильное, и в упомянутом хадисе Абу Хурейры сказано: "Ваши дети – даамис рая”, и это более достоверно и явно из всего, чем аргументировали те, кто склонился к первом мнению.
Аль-Манави رحمه الله сказал: "Т.е. они гуляют по раю, заходят в райские жилища, им это не запрещается, как не запрещается детям дуньи заходить к женщинам”. Сказали, что ад-Дуъмус – имя человека, который много посещал королей, входил и выходил от них, не ожидая разрешения на вход, и это подобно ребенку в раю из-за того, как много он ходит по раю, куда захочет, и ему не запрещено ни одно место в раю” (”Фейд аль-Къадир”, 4\194, и подобное приводится в "Миркъат аль-мафатих” муллы Али аль-Къари, 6\14).
Что же касается участи детей неверующих, то мнение ученых разделились. Существует несколько точек зрения относительно этого вопроса:

1. Эти дети попадут в Рай. Однако некоторые ученые считали, что они будут находиться в аль-Арафе (место между Раем и Адом). Причиной же высказывания о том, что они попадут в Рай и является то, что это и есть окончательное пристанище обитателей А’рафа. Это мнение большинства ученых, как об этом сообщал Абд аль-Барр в «Аль-Тамхиде» (18/96).
Доказательствами же, приводимыми ими служат:
А) Хадис Самурах (да будет доволен им Аллах) о том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) видел детей мусульман и мушриков рядом с Ибрахимом (мир ему). Хадис привел Аль-Бухари (6640).
Б) Хасна бинт Муавийа рассказывала со слов Бани Сурайм, как та говорила: «Мой дядя (по отцу) рассказывал мне, что: «(Однажды) я сказал: «О, Посланник Аллаха, кто будет в Раю?» Он ответил: «В Раю будут пророки, в Раю будут шахиды, в Раю будут младенцы и девочки, похороненные заживо»»». Хадис привел Имам Ахмад (409/5). Аль-Албани охарактеризовал его «слабым» в «Даиф аль-Джами» (5997).
2. Они будут в Аду вместе со своими родителями. Аль-Kади Абу Йа’ля приписывает данное высказывание Ахмаду. Однако Шейхуль-Ислам (Ибн Теймиййа) отмечает, что подобное утверждение является серьезной ошибкой. См. «Хашийат Ибн аль-Kаййим Аля Сунан Абу Дауд» (7/87).
Доказательством этой группы ученых является следующий хадис:
А) Салама ибн Kайс аль-Ашджаи рассказывал, что: «(Однажды) я и мой брат пришли к пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказали ему: «Наша мать умерла во времена джахилиййи. Она оказывала почести гостям и поддерживала родственные отношения. Однако, она заживо похоронила нашу сестру, не достигшую совершеннолетия». (Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)) ответил: «Хоронившая своих детей заживо и похороненная заживо, обе, в Огне, за исключением той из похоронивших, кого достиг Ислам и которая стала мусульманкой»». Аль-Хафиз ибн Кассир в «Тафсире» (3/33) классифицировал хадис, как «хороший», а до него ещё Ибн Абд аль-Барр в «Тамхиде» (18/20) сказал то же самое.
Б) Существуют и другие хадисы, являющиеся, однако, слабыми.
Хаммад ибн Зайд, Хаммад ибн Салама, ибн аль-Мубарак и Исхаk ибн Рахавейх не высказывали какого-либо мнения по этому вопросу. Причиной тому является следующее:
а) Согласно Ибн Аббасу: «Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) был задан вопрос о детях мушриков, на что он ответил: «Аллах лучше знает, что они совершили»». (Аль-Бухари, 1383; Муслим, 2660)
б) Имеется подобный хадис от Абу Хурейры (Аль-Бухари, 1384; Муслим, 2659).
3. Среди ученых есть и такие, которые говорили, что дети мушриков будут слугами обитателей Рая. Шейх уль-Ислам Ибн Теймиййа (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Нет основания для этого высказывания». («Маджму аль-Фатава», 4/279). Я же говорю: «Относительно этого имеется хадис, приведенный Табарани и ал-Баззаром. Однако, он классифицирован имамами, в том числе и ал-Хафизом ибн Хаджаром в его «Фатхе» (3/246) как «слабый»».
4. Они будут подвергнуты испытанию на Том свете, и кто покорится Аллаху, тот войдет в Рай, а кто нет – тот войдет в Огонь. Это высказывание большинства приверженцев Сунны и мусульманской общины, как об этом сообщил Абдуль Хасан аль-Аш’ари. Также, оно является мнением аль-Бейхаkи и ряда других исследователей. К этому мнению склоняется и Шейх уль-Ислам ибн Теймиййа. Он упоминает, что в этом и заключается смысл текстов Имама Ахмада и что оно является мнением, рассматриваемым аль-Хафизом ибн Кассиром как наиболее правильное. Он пишет: «На этом мнение сходятся все предания, и об этом ясно говорится в приведенных выше хадисах, которые подкрепляют друг друга». (« Аль-Тафсир», 3/31).
Аргументами являются следующие хадисы:
а) Передают со слов Анаса, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В День Воскресения будут приведены четверо: младенец, душевно больной, и человек, умерший в период Фатрах (отрезок времени между двумя пророками) и дряхлый старик. Каждый из них будет говорить в своё оправдание. И Господь (Преславен Он и Велик) скажет группе людей, войдущих в Ад: «Подойдите поближе!» И скажет Он им: «Я посылал к рабам своим пророков из их среды. Теперь Я сам Посланник к вам. Входите туда (т.е в Огонь)». И скажут обреченные на мучения: «О, Господь, как же мы войдем туда, когда мы стремились избежать этого?» Те же, кому было предначертано оказаться среди преуспевших, поспешат устремиться в него. И скажет Аллах (Велик Он) (первой группе людей): «Вы были бы ещё более непослушны по отношению к Посланникам Моим. И войдут те – в Рай, а эти – в Огонь»». Хадис приведен Абу Йа’лой (4224). Имеется множество сведений, подкрепляющих данный хадис, о которых в своем «Тафсире» (3/29-31) упоминает Аль-Хафиз ибн Касир. Ибн уль-Каййим (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Это – наиболее разумное из высказываний, согласовывающее всё сообщения и на котором сходятся хадисы данной главы. Согласно сказанному некоторые из этих людей попадут в Рай, как об этом говорится в хадисе от Самуры, некоторые же попадут Ад, как на это указывает хадис от Аишы. Ответ Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) свидетельствует об этом. Он говорил: «Аллаху ведомо лучше, что бы они совершили, ибо Он – их Создатель»».
Известно, что Аллах не наказывает никого на основании того, что ему ведомо, пока не свершится то, о чем Он знает. И Он подвергает мучению тех, кто заслуживает наказания, на основании того, что Ему известно. Эта осведомленность Его опирается на прежнее знание, а не на новейшие. И эта осведомленность Его проявится в Загробной жизни.
Выражение «Аллаху ведомо лучше, что бы они совершили» указывает на то, что Аллах (Преславен Он) знает, что бы они натворили, если бы прожили. И тот, кто подчиняется Ему во время испытания, является из числа тех, кто повиновался бы Ему в этой жизни, если бы прожил. А кто ослушается Его, тот и является из числа тех, кто ослушался бы Его в этом мире, если бы прожил. Это служит доказательством того, что Ему ведомо то, чего не произошло, а если и случилось бы, то как бы это произошло. Аллаху ведомо лучше».
(«Хашиййа Ибн аль-Kаййим аля Сунан Абу Дауд», 7/87).
И то, что следует из некоторых вышеприведенных хадисов , мы считаем наиболее правильным.
Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) писал: «Хадисы о подвержении испытанию являются специфическими».
Душу того, кого Аллах знает, что подчинится Ему, Он отправит в аль-Барзах вместе с Ибрахимом и другими детьми мусульман ,умершими в состоянии Фитрах. Дело же того, кого Аллах знает, что он не подчинится Ему, будет в руках Аллаха Всевышнего. И в День Воскресения он будет в Огне, как на это указывают хадисы об испытании, и как об этом поведал аль-Аш’ари от приверженцев Сунны» («Аль-Тафсир», 3/33).
Слово же «Аллаху ведомо лучше, что они совершили» не означают, что ученые не давали объяснения по этому поводу.
Ибн аль-Каййим (да смилуется над ним Аллах) писал: «Доказательство, приводимое данной группой, требует дальнейшего изучения. Ответ пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не означает, что он не хотел давать каких-либо разъяснений. Более того, он приписывает Аллаху знание того, что бы они сделали, если бы прожили. Это и есть ответ на их вопрос о том, как они могут быть со своими родителями, без совершения каких-либо дел. Это – одна часть хадиса. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) относит Аллаху знание того, что бы они совершили. Он не говорил, что Аллах лучше знает, где они будут и где поселятся. Это доказательство противоречит мнению данной группы».
Аллаху ведомо лучше.
Шейх Мухаммед Салих аль-Мунаджид

Источник : http://www.islam-qa.com.
перевод с арабского от http://www.al-iman.ru/


Источник: http://www.islam-qa.com.
Категория: Фетвы | Добавил: muslim-child (19.05.2010)
Просмотров: 3870 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: