Вопрос: Как растолковать значение аята «Он
создан из изливающейся жидкости, которая выходит между хребтом и грудными
костями» (Идущий ночью 86:6-7)?
Ответ: Хвала Аллаху
Во-первых: Этот аят напоминает человеку о его происхождении, о
том, что он был создан и изливающейся жидкости и тот, Кто сотворил его Своей
силой и мощью, способен вернуть его для Расчета. Сказал аз-Замахшари: «Если вы
спросите, какая связь между аятами «Пусть посмотрит человек, из чего он создан»
(86:5) и «Нет души, при которой не было бы хранителя» (86:4), то я вам отвечу:
за словами о том, что около каждого человека есть хранитель, следует совет
задуматься о своем начале, о своем создании. Тогда человек сможет понять, что
его Создатель способен воссоздать его и воздать ему по заслугам. Так пусть же
он стремится к Дню воскресения и воздаяния, и пусть у его хранителя будет
причина записывать только то, что обрадует его в Будущей жизни». См. Тафсир
аль-Кашшаф.
Ученые единогласны в том, что арабское слово «сальб»,
переведенное как хребет, означает позвоночник. Что касается слова «тара’иб»,
переведенное как грудные кости, то ученые разошлись во мнении относительно
расположения этого места.
Сказал имам ат-Табари (да смилуется над ним Аллах):
«Ученые разногласят о значении слова «ат-тара’иб» и его местоположении.
Некоторые говорят, что «ат-тара’иб» относится к тому месту, где женщина
обычно носит ожерелье. Это мнение передано от Ибн Аббаса, Икримы и других.
Другие считают, что «ат-тара’иб» находится
между плечами и грудью. Это передано от Муджахида и других праведных
предшественников.
Третьи говорили, что «ат-тара’иб» находится
между спиной и верхней часть груди мужчины. Это мнение Катады.
Существуют и другие предположения, которые относят «ат-тара’иб»
к области рук, ног, глаз, нижних ребер или сердца.
Затем ат-Табари (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Мы полагаем, что правильное мнение принадлежит тем, кто считает «ат-тара’иб»
местом на груди, где женщина обычно носит ожерелье. Именно в таком значении это
слово распространено в арабском языке и поэзии. Сказал аль-Мусаккаб аль-Абди в
своем стихе: «И из золота, сверкающего на ее шее, цвета слоновой кости».
См. Тафсир ат-Табари, 24/354-356.
Имам муфассиров (толкователей Корана) ат-Табари выбрал
мнение, согласно которому, речь идет о позвоночнике мужчины и «ат-тара’ибе»
женщины, т.е. месте, где обычно носят ожерелье. Этого же мнения придерживался
имам аль-Куртуби (Тафсир аль-Куртуби, 16/343; 5/20) и хафиз Ибн Касир (Тафсир
Ибн Касир, 8/375). Это также мнение выдающегося ученого Мухаммада аль-Амина
аш-Шанкыти (да смилуется над ним Аллах), который сказал: «Всемогущий Аллах
объяснил, что часть жидкости исходит от позвоночника, т.е. от мужчины, а
часть от «ат-тара’иба», т.е. от женщины. Всемогущий сказал:
«Пусть
посмотрит человек, из чего он создан.
Он создан из изливающейся жидкости, которая выходит между хребтом и грудными
костями» (Идущий ночью 86:5-7)
Под словом «ас-сальб» подразумевается
позвоночник мужчина, а под словом «ат-тара’иб» то место, где женщина
обычно носит ожерелье». См. «Адва аль-Байян», 3/194.
Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) считал, что
оба слова, «ас-сальб» и «ат-тара’иб», относятся к мужчине. Он
сказал: «Нет разногласий в том, что «ас-сальб» – это позвоночник
мужчины. Что касается слова «ат-тара’иб», то оно вызывает споры.
Имеется ввиду, что «ат-тара’иб» также относится
к мужчине, обозначая область между ключицей и грудью, и это слово также
относится к женщине.
Это мнение кажется наиболее правильным по следующим
причинам:
- Аллах,
Свят Он и Велик, говорит: «которая выходит между хребтом и грудными
костями». Он не сказал, что она выходит из хребта и грудных костей.
Следовательно, жидкость мужчины должна обязательно выйти между этими двумя
областями, как Он сказал о молоке: «между пометом и кровью» (Пчелы 16:66).
- Кроме
того, Аллах сказал в нескольких аятах, что человек создан из капли семени
(нутфа), а семя – это жидкость мужчины. Это значение подтверждают
лингвисты. Сказал аль-Джаухари: «Нутфа – это чистая жидкость, в больших
или малых количествах, и это жидкость мужчин».
- Описание
«изливающаяся» относится к жидкости мужчин. Жидкость женщины не
описывается такими словами». См. «И’лям аль-Муваки’ин», 1/145-146.
Это мнение шейха Ибн Ашура, Ибн Са’ади и Ибн Усеймина,
как сказано в «Лика аль-баб аль-Мафтух», №45. Подобные толкования также можно
найти в «Аль-Лика аш-Шахри», №45.
Аль-Куртуби передал от Хасана аль-Басри (да смилуется
над ним Аллах), что имеется ввиду следующее: эта жидкость выходит между хребтом
мужчины и грудными костями мужчины, и между хребтом женщины и грудными костями
женщины. См. Тафсир ат-Табари, 20/4.
Этого же мнения придерживался имам Ибн аль-Джаузи (да
смилуется над ним Аллах). См. Тафсир ат-Ташиль, 785.
Во-вторых: Научные факты, обнаруженные современными учеными,
говорят о том, что семенная жидкость вырабатывается в яичках, которые содержат
специально предназначенные для этого клетки. Так как же Коран может описывать
выход жидкости между позвоночником и грудными костями?
Ответ на этот вопрос открывает еще одно научное чудо
великого Писания. Современная медицина обнаружила, что место между
позвоночником и ребрами является местом зарождения клеток, впоследствии
формирующих яички, которые на поздних стадиях развития эмбриона опускаются из
брюшной полости в мошонку.
Доктор Мухаммад Дауда говорит: «Научным фактом
является то, что первоначально клетки яичек и яичников у эмбрионов
накапливаются в области спины, между началом позвоночника и началом ребер;
затем яичники перемещаются в таз ближе к матке, а яички перемещаются в мошонку,
где температура ниже, в противном случае они бы не смогли вырабатывать сперму и
подверглись бы риску развития раковых опухолей.
Выражение «жидкость, которая выходит между хребтом и
грудными костями» в полной мере описывает этапы развития потомства; оно
включает в себя все стадии, которые указывают на существование предварительного
образа и совершенство творения; оно точно описывает все стадии, начиная с
самого первого формирования в спинах родителей, перемещение за брюшную полость,
в область между позвоночником и ребрами, и далее к своему постоянному
месторасположению, рождение родителей, достижение зрелости и их вступление в
брак, зачатие детей из капли жидкости (спермы), которая не имеет никаких
человеческих признаков, но является живой и движется сама по себе, пока не
смешается со своей «второй половинкой» (т.е. жидкостью женщины) и не образует нутфу,
т.е. «смешанную каплю» (Человек 76:2).
«Он создан из изливающейся жидкости, которая выходит
между хребтом и грудными костями» (Идущий ночью 86:6-7). Эти научные открытия
были сделаны лишь недавно, хотя были описаны еще 13 столетий назад. Позвоночник
и грудные кости мужчины названы «ас-сальб» и «ат-тара’иб». Если
мы обратимся к эмбриологии, то описание развития яичек и яичников объяснит
смысл аятов, которые оставались неясными для многих людей.
В начальной стадии развития яички и яичники находятся
рядом с почками, между серединой позвоночника и напротив нижних ребер. Затем,
перемещаясь к своему постоянному месторасположению, они обеспечиваются артериальной
кровью и нервами, которые связываются с областью между позвоночником и ребрами.
Таким образом, истинность сказанного в Коране становится очевидной, и хотя
священное Писание было ниспосланы 13 столетий назад, наука сделала эти открытия
лишь недавно.
Пройдя стадии развития, яички и яичники опускаются на
своим места. Яички опускаются в мошонку, а яичники к матке, рядом с
фаллопиевыми трубами. Иногда яички опускаются не полностью и не доходят до
мошонки. В этом случае требуется хирургическое вмешательство».
Информация с
сайта http://islamtoday.net/questions/show_question_content.cfm?id=10335
Доктор Мухаммад Али аль-Барр говорит: «В аяте сказано,
что изливающаяся жидкость выходит между хребтом и грудными костями; мы же
знаем, что семя образуется в яичках, а яйцеклетка созревает в яичниках. Как
соотнести научный факт с кораническим текстом?
Яички и яичники формируются из полового узелка,
расположенного между «ас-сальб» и «ат-тара’иб» плода. «Ас-сальб»
– это позвоночник, «ат-тара’иб» – ребра. Яички и яичники формируются
именно в этой области, т.е. между позвоночником и ребрами; в конце седьмого
месяца беременности яички постепенно опускаются в мошонку, расположенную ниже
брюшной полости; яичники опускаются в таз. Однако питание яичек и яичников
через кровеносную, нервную и лимфатическую системы продолжается из той же
области, где они образовались, т.е. из области между позвоночником и ребрами.
Артерии, которые питают яички и яичники, отходят от аорты, расположенной между
позвоночником и ребрами; вены яичек находятся в той же области. Нервы, идущие к
яичкам и яичникам, расположены по животом, в области между позвоночником и
ребрами; лимфатические сосуды также находятся в этой области.
Могут ли остаться какие-то сомнения после того, как мы
узнали, что яички и яичники получают питание, снабжаются кровью и связаны с
нервами из области между позвоночником и ребрами?
Материал для образования спермы у мужчин и яйцеклеток
у женщин берется из области между позвоночником и ребрами; кроме того, сперма и
яйцеклетки развиваются из клеток, которые зародились между позвоночником и
ребрами. Этот аят является подлинным чудом, поскольку в нем говорится «между
хребтом и грудными костями»; в нем не сказано «в хребте и грудных
костях». Слово «между» является не только выразительным, но и абсолютно
точным с научной точки зрения.
Современная наука подтверждает, что жидкость, которая
не изливается, а течет – это выделения из влагалища и бартолиновых желез. Эти
выделения не играют роли в формировании плода, а служат для увлажнения
влагалища. Но современная наука открыла потрясающий факт: сперме помогает
двигаться жидкость, а яйцеклетка в яичнике находится в граафовом фолликуле,
окруженном водой. Когда фолликул разрывается, поток жидкости подхватывает
яйцеклетку и двигает ее к фаллопиевой трубе, где яйцеклетка встречает
сперматозоид и «из смешанной капли» (Человек 76:2), т.е. выделений мужчины и
женщины, зарождается плод. Жидкость несет яйцеклетку у женщин, и сперму у
мужчин. В обоих случаях жидкость изливается и берет свое начало между
позвоночником и ребрами, из репродуктивных органов, яичек и яичников.
Еще одно научное чудо Корана: изливающаяся жидкость из
яичек, двигающая сперму, и изливающаяся жидкость из граафова фолликула,
двигающая яйцеклетку».
См. «Хальк аль-Инсан байна ат-Тиб уаль-Куран», стр.
114-124.
И Аллах знает лучше
Islam Q&A фатва № 118879
Перевод: www.sawab.ru |