Регистрация | Вход  | Ас саляму алейкум Гость | RSS
Суббота, 18.11.2017

 

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Прошу Пречистого и Всевышнего Аллаха, чтобы этот сайт был полезным для всех нас, и чтобы Он простил и благословил нас и сделал наше дело искренним ради Его Лика, поистине, Он — Аль-`Афувв (Снисходительный) и Аль-Карим (Великодушный).
Хвала Аллаху. Его мы восхваляем и к Нему взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого поведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение, а кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, нет у Него сотоварища. И свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

 
Главная » Статьи » Фетвы

Компьютерные игры и мультфильмы
Религиозно-правовое решение в отношении электронных игр, которые содержат в себе возможность увеличить физическую силу игрока
ВопросВ некоторых видеоиграх есть свойство усовершенствования героя, например, увеличение физической силы, улучшение духовного состояния, способностей героя посредством тренировок. Является ли это подобием такому качеству Аллаха, как сотворение?

 Ответ:       Хвала Аллаху.

       Во-первых.

       Во многих электронных играх есть то, что противоречит Шариату: например, музыка, открывание тех частей тела, что должны быть сокрыты, возвеличивание креста, обучение насилию, совершение преступлений; также из-за игр не совершаются обязательные виды поклонения. В ответах на вопросы № 2898, № 39744 и № 98769 мы разъяснили пагубные воздействия электронных игр. Во втором из перечисленных ответов мы упомянули религиозно-правовое решение в отношении купли и продажلا электронных игр. В первом ответе, перечисляя запретные виды игр, мы сказали: «…игры, в которых почитается крест, когда прохождение рядом с ним дает здоровье и силу, или возвращает к жизни, или увеличивает количество жизней игрока и подобное».

       Поэтому подобные игры относятся к запрещенным видам игр. Запрещена также покупка и продажа их. Это касается как случаев, когда силу или жизнь «дает» крест, так и случаев, когда роль креста играют амулеты, как это делается в японских и китайских играх. Если же силу игрок набирает посредством тренировок, и в игре нет ничего из перечисленного нами, то, нам видится, что подобные игры дозволены.



       Во-вторых.

       Что же касается уподобления атрибуту Аллаха, о котором упоминается в вопросе. Подойти к ответу можно с двух сторон: с языковой и с шариатской.

       Что касается языкового значения, то оно означает уподобление или сходство.

       Халиль ибн Ахмад аль-Фарахиди, да помилует его Аллах, сказал: «Подобие (по ар. аль-мудахат) – это сходство чего-то с другим. Всевышний Аллах сказал:

يُضاهِئُونَ قول الّذينَ كَفَروا

„Но это — всего лишь словеса, изреченные [их] устами, напоминающие слова тех, кто не уверовал [в Аллаха] задолго [до них]" (сура «ат-Тауба», аят 30), то есть повторяли их слова. Сказано в хадисе: „В день Воскресения самая жестокая кара ждёт тех, кто пытается подражать Аллаху в Его творении"» (Аль-‘Айн. Т. 4. С. 70). См. также: Ибн аль-Асир. Ан-нихайа фа гариб аль-хадис. Т. 3. С. 232.

       Что же касается религиозно-правовое решения, то о подобии или уподоблении приходят достоверные хадисы. Среди них:

       1. Сообщается от ‘Аиши, да будет доволен её Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наиболее тяжкие муки в Судный День ждут тех людей, которые будут уподобляться Аллаху в творении» (аль-Бухари № 5610 и Муслим № 2107).

       2. От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах Всевышний сказал: „Кто же может быть несправедливее того, кто пытается создать нечто подобное тому, что сотворил Я? Пусть создадут они муравья, или пусть создадут они пшеничное или ячменное зерно!"» (аль-Бухари № 5609 и Муслим № 2111).

       Уподобление, что упоминается в хадисах, является неверием. Бывает в двух случаях:

        1. человек создает идола или любое другое творение Аллаха с целью поклонения ему;

       2. человек создает изображение и считает, что оно лучше того, что сотворил Аллах.

       Подробнее об этом читайте в ответе на вопрос № 149026.

       Это не относится к играм, среди героев которых есть живые существа, так как здесь уподобление не подразумевается, но в то же время это не означает абсолютной их дозволенности. Мы считаем, что они дозволены лишь детям, но не взрослым. Религиозно-правовое решение в отношение их подобное решению в отношении мультфильмов.

       Передается, что ‘Аиша, да будет доволен её Аллах, сказала: «Однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, возвращался из похода на Табук или Хайбар. Альков, в котором сидела Аиша, была занавешена, но подул ветер, и из-за занавески показались куклы, с которыми обычно играла Аиша. Увидев их, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поинтересовался: «Что это, Аиша?» Аиша ответила: «Это мои дочки». Тут посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заметил среди кукол лошадь с крыльями и спросил: «А что это там в середине?» Аиша ответила: «Это лошадь». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил вновь: «А что это у нее на спине?» Аиша ответила: «Это крылья». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, удивился: «Лошадь с крыльями?» Аиша сказала: «Разве ты не знаешь, что у Сулеймана были крылатые лошади?» Услышав это, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассмеялся во весь рот» )Абу Дауд № 4932; аль-‘Ираки в «Тахриджу-ль-ихъйа» (Т. 2. С. 344) сказал, что хадис достоверен, а также аль-Албани в «Сахих Аби Дауд»).

       Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: «Этот хадис приводится в качестве доказательства дозволенности игр девочек с куклами, что является исключением из общего запрета на использование изображений. Это утверждал ‘Ийад, и он передал мнение большинства ученых. Большинство ученых говорили о дозволенности продажи кукол для девочек, чтобы с малого возраста приучать их к ведению хозяйства и воспитанию детей» (Фатх аль-Бари. Т. 10. С 527).

       Шейх Са‘д ибн Турки аль-Хаслян, да хранит его Аллах, сказал: «В мультфильмах нет то, что можно назвать фотографией, то есть переносом того, что сотворил Аллах (на бумагу и т. п. – прим пер.). В них изображение, созданное руками. Уподобление творению Аллаха здесь очевидно, так как в мультфильмах есть изображения живых существ. А это относится к запрещенным видам изображений. Но, если эти мультфильмы рисуются для маленьких детей, то, как мне кажется, а Аллах знает лучше, в этом нет ничего плохого. Потому что для маленьких детей подобное дозволено. Мы сказали, что в отношении изображений для малых детей проявляется снисхождение, которого нет в этом же вопросе по отношению к взрослым. Поэтому, если целевая аудитория этих мультфильмов – дети, то, мне кажется, а Аллах знает лучше, опираясь на хадис от ‘Аиши, можно сказать, что проблем в этом нет. Если же целевой аудиторией мультфильма являются взрослые, то это дозволенным не является. Поэтому, те мультфильмы и карикатуры, которые мы видим, являются запретными. К сожалению, даже на некоторых мусульманских каналах есть мультфильмы, которые сделаны для взрослых, а подобное – запретно. Подобные изображения запрещены, так как в них имеется явное уподобление, и причина запрета изображений всецело относится к ним. Для взрослых, не для детей.

       А также те карикатуры, что мы видим на страницах некоторых газет и журналов… Эти изображения также запретны, так как художник уподобляет себя Творцу» (Фикх ан-науазиль. Масъаля ат-тасъуир).

http://islamselect.net/mat/60661

       А Аллаху ведомо лучше.



Источник: http://www.islamqa.com/ar/ref/171636
Категория: Фетвы | Добавил: muslim-child (21.01.2013)
Просмотров: 1795 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: