Регистрация | Вход  | Ас саляму алейкум Гость | RSS
Пятница, 19.04.2024

 

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Прошу Пречистого и Всевышнего Аллаха, чтобы этот сайт был полезным для всех нас, и чтобы Он простил и благословил нас и сделал наше дело искренним ради Его Лика, поистине, Он — Аль-`Афувв (Снисходительный) и Аль-Карим (Великодушный).
Хвала Аллаху. Его мы восхваляем и к Нему взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого поведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение, а кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, нет у Него сотоварища. И свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

 
Главная » Статьи » Обучение » домашнее обучение

Вместо школы (семейное обучение)
Семейное образование часто путают с надомным. Но если на надомном учатся дети, которые по разным причинам не могут посещать школу, то на семейном - дети, которые в школу ходить могут, но их родители этого не хотят. Или напуганы нехваткой учителей, или недовольны качеством знаний - в любом случае принимается решение: ребенок будет учиться дома.

Так это было, например, в семье Сорокиных. Сейчас 42-летняя Татьяна Сорокина -мама четверых детей и директор Центра семейного образования. Пока мы с младшим из детей -Мишей - идем к дому, он заочно знакомит меня со своими братьями и сестрой: "Егору 19 лет, он самый старший, Вове - 17, Полине - 14 лет, а мне 11". Так и тянет спросить, в каком Миша классе, но я сдерживаюсь. Ведь никто из детей Сорокиных никогда не учился в школе.

Как все начиналось

Я видела, что Егор опережает свой возраст в умственном развитии,- объясняет Татьяна. -Плюс у него была очень подвижная натура, но при этом он не всегда "отфильтровывал" получаемые знания - мог оставить плохое, выбросив хорошее. И я решила: в школу его не отдам. Но тогда еще о семейной форме образования я ничего не знала. Нашла православную гимназию, в которой Егор проучился часть первого класса, - и он продемонстрировал все то, что я и ожидала. Во-первых, ему было неинтересно, поскольку он быстрее остальных понимал материал. От этого начались трудности с поведением. Я стала искать другие варианты. Егор успел поучиться в частном лицее типа семейной школы, где родители объединялись и каждый преподавал какой-нибудь предмет. А потом я узнала о Центре семейного образования и поняла: это именно то, что нам нужно.
К этому моменту и Володе по возрасту пора было учиться. Но у него была своя особенность - он заговорил только в 5 лет, речь развивалась медленно. Поэтому, по моим ощущениям, к обучению он был готов только к 9 годам, а сажать ребенка в этом возрасте с первоклашками - только ранить его. Словом, все эти обстоятельства соединились и я поняла, что сама должна помочь своим детям. Решено было и Егора, и Вову учить дома. Муж полностью поддержал меня. (Кстати, в 13 лет речь Володи уже полностью соответствовала возрастной норме.)
А позже мы сами организовали Центр семейного образования, который проводит консультации для детей и родителей. Он существует уже 9 лет, пять из которых я являюсь его директором.

"Я тоже ленилась"

В начальных классах я, конечно, участвовала в процессе обучения, - говорит Татьяна. - Напоминала, что пора сесть за уроки, объясняла, отвечала на множество "почему". Начиная со второго класса вовлеченность родителей уменьшается. К концу четвертого ребенок уже должен все делать сам. Родители только направляют, помогают и контролируют. Это безумно сложно: довериться ребенку и перестать все планировать за него. Но именно в этом заключается один из основных принципов семейного образования: родители должны быть рядом, но не вмешиваться. Если это не получается, тогда будет целесообразнее задуматься об обыкновенной школе.
Мне поначалу тоже было трудно. Я была такая же несобранная, ленивая, как и дети, говорила, что не смогу. Но у меня не было альтернативы: или учу детей так, или травмирую их психику и здоровье. Я не считаю, что обычная школа - это плохо. И наша форма обучения - не для всех. Она для тех, кто готов вкладывать свое время, энергию и деньги в собственного ребенка. Конечно, приходится целиком отдаваться детям - времени на свои карьерные амбиции не хватает. Сразу оговорюсь, семейное образование небесплатно (месяц обучения в Центре стоит от 500 до 3000 рублей в зависимости от класса), но, мне кажется, это надежное вложение.

План действий


Старшие дети Татьяны уже учатся к техникумах - Егор в строительном, а Володя -в автомобильном, поэтому каждое утро уезжают на учебу. Зато Полине и Мише нет необходимости спешить в школу. "Наверное, спите до обеда?" -спрашиваю я с завистью, вспоминая, какой пыткой было для меня проснуться в 7 утра. Но оказывается, что ребята просыпаются в 8 утра, а в 9 они уже садятся составлять план, что надо успеть сделать за день, и начинают заниматься.
- Пишешь план, сколько ты потратишь на каждый предмет, чтобы успеть выучить заданный материал. Скажем, на физику - час сегодня и час завтра. На литературу - два часа завтра и так далее. В среднем в день на учебу выделяется 4-6 часов. А потом в Центре защищаешь свои знания, - поясняет Полина.
В Центр семейного образования Полина и Миша ездят на консультацию два раза в неделю. Она длится почти весь день -с 10.00 до 17.00. Ученик отчитывается о пройденном за неделю материале консультанту. Консультанты, как правило, педагоги из вуза, колледжа или профессионалы с профилирующим образованием. Они проверяют знания по каждому предмету, оценивают их в процентном соотношении (лучшая оценка -100% усвоения материала) и дают новые задания на неделю. Если же ребенок по какому-то предмету не готов или изучил его не в полном объеме, тогда в его дневнике пишут "дол" и на следующей неделе снова спрашивают об этом.
В остальные дни недели Полина и Миша занимаются дома, готовятся к консультациям. По форме это очень похоже на заочное обучение в институте, когда студент занимается сам, а потом сдает зачеты и экзамены.

Списать не у кого

В школе, если тебя спросили на этом уроке, то на неделю можно расслабиться: больше точно не вызовут, - включается в разговор Татьяна. - В крайнем случае можно будет списать.
- Да, в Центре спрашивают -будь здоров, - вспоминает Егор. Если ты не готов сегодня, тебя обязательно спросят - и так до тех пор, пока ты не усвоишь полностью материал. В школе легче, там можно не учиться, а выкручиваться...
- Еще одно принципиальное отличие семейной формы обучения в том, что каждый ребенок занимается в своем темпе. Если нужно "сидеть" на законе всемирного тяготения две недели - значит, две. И бывает, кто-то из учеников все понял, а кто-то нет, но его не ждут. Ну а дальше как снежный ком: эту тему не понял, следующую, пробелы в знаниях увеличиваются и вот ученик отвергает уже целый предмет. Не понимает, потому и не любит. И опять же отличие от школы: есть темы, которые становятся ребенку быстро понятны, поэтому у нас нет необходимости топтаться на месте, - рассказывает Татьяна.
Звучит очень убедительно, но у меня все равно еще много сомнений. Как быть с предметами, которые не нравятся? Даже если они понятны, это не значит, что ребенок изучает все с удовольствием. Представим, что он заявляет: "Не хочу и не буду изучать математику. Ну и что, что мне поставят "долг"? Подумаешь..." К тому же не каждый ребенок организован и ответственен настолько, чтобы учиться самостоятельно.
- В ответ на любое "не хочу" надо аргументированно объяснить, что это "надо", - делится Татьяна. - Малышам, например, можно сказать: "А представляешь, я сварю суп наполовину? Или положу в него неочищенную картошку? Детям постарше объясняешь, что учеба -это такая же работа. Скажем, нельзя выточить одну деталь на станке, а другие не делать. Вот так и с учебой: тебе может что-то не нравиться, но это не значит, что ты можешь этого не делать. Ребенок должен понять, что без этого необходимого минимума знаний в жизни не обойтись.
Дети учатся дома до 9-го класса, потом каждый вправе решить: хочет ли он продолжить образование или пойдет работать. Причем, если ребенок захочет учиться дальше, он может начать ходить и в школу.
- Я хочу в школу! Потусоваться... - вдруг признается Полина. -Но не пойду. Почему? Потому что понимаю, что так будет лучше.

Отверженные?

Одноклассники, школьные дискотеки, выпускной бал, наконец, - как же обойтись без этого? Моя сегодняшняя лучшая подруга когда-то делила со мной парту. Хотела бы я от всего этого отказаться? Думаю, что нет. Поэтому иду в контрнаступление и прошу ребят ответить на вопрос: не чувствуют ли они себя отверженными, исключенными из общей, школьной жизни?
Егор: "Я, бывало, жалел об этом. Казалось, что все друзья находятся в школе, у них там тусовка, а у меня... И бала выпускного не было. Зато я мог заниматься, лежа в ванне! Вот почему я так хорошо знаю историю - изучал с комфортом. (Смеется.) Но сегодня я осознаю и плюсы семейного обучения. Получив аттестат, я два года работал, а когда решил поступать в техникум, без трудностей сдал вступительные экзамены. И сейчас учусь без проблем, база у меня хорошая".
Вова: "Иногда возникало ощущение, что у тебя нет чего-то важного. А еще я жалел, что у меня не было физкультуры". Миша: "Да в школе всегда все орут, и сразу начинает болеть голова".
Полина: "Огоньки", дискотеки -мне это неинтересно. Вполне хватает музыкальной школы и отряда скаутов, с которым летом мы ходим в походы, живем в палатках. У меня вовсе не скучная жизнь, и друзей у меня очень много. У меня нет ощущения, что я "домашняя", не такая как все". Вова: "Когда я пошел учиться в техникум, то был потрясен, что преподаватель могла в разговоре обозвать учеников "свиньями" или на любое возражение студента сразу заявить: "Вон из класса!" Мне это было настолько в диковинку!"
Так что, получается, "внешкольные" дети вовсе не тепличные растения, которых оберегают от малейшего дуновения ветерка. Егор, Вова, Полина и Миша - развитые, современные и общительные люди. Пока мы общаемся, то и дело звонит телефон, ребята договариваются о встречах и совместных прогулках. К Егору заходит его девушка, они планируют вскоре пойти на день рождения к общей подруге.
Одним словом, семейное образование - это трудно, но возможно. Если вы недовольны обычными школами, но средств на дорогие частные заведения не хватает, а, главное, вы готовы к упорному труду, может, этот вариант для вас?

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО...
Прежде чем принять решение, нужно взвесить все "за" и "против".
ПЛЮСЫ:
o каждый учится в своем темпе, по своей программе, по своему учебнику;
o родители контролируют процесс обучения, видят, что у ребенка получается, а что нет;
oу него не возникает личностных комплексов - в школе он вынужден постоянно сравнивать себя с другими;
o ребенок учится нести ответственность за свои поступки.
МИНУСЫ:
o на первых порах, пока ребенок не привыкнет к самостоятельной учебе, маме приходится практически работать учителем;
o мама должна быть способна на самоотречение, ведь придется жить жизнью ребенка;
o ребенку надо обеспечить компанию сверстников, которая к школьной программе "прилагается" автоматически;
o ребенок лишен не только школьных будней, что, может, и неплохо, но и праздников.


Источник: http://posobie.info/viewtopic.php?t=8310
Категория: домашнее обучение | Добавил: UmmSalih (11.02.2008) | Автор: Т. Ежова, Т.Тимофеева
Просмотров: 2533 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: