Как наказывать детей, чтоб они молились?
Как нам следует наказывать детей, чтоб они совершали молитву?
Хвала Аллаху!
Абу Дауд (459) и Ахмад (6650) передали от ‘Амр ибн Шу’айба, что тот передал от отца, что его дед сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Велите вашим детям совершать молитву, когда им исполнится семь лет, и наказывайте их, если они не молятся, когда им исполнится 10 лет, и разделяйте их в постелях». Классифицирован как сахих аль-Албаани в аль-Ирва’ (247)
Ибн Кудаама (да помилует его Аллах) сказал в аль-Мугни (1/357):
В случаях с детьми это Повеление и дисциплинирование предписано, чтоб научить их молится, чтоб они привыкли к молитве и это стало их привычкой, и что они не отказывались от нее, когда достигнут созревания. Конец цитаты.
Аль-Субки сказал: «Родителю следует говорить ребенку молиться, когда им исполняется семь лет, и шлепать его, если он не молится, когда ему исполняется десять. Мы думаем нам следует запрещать делать то, что необязательно и шлепать, если он делает то, что не обязательно. Мы наказываем животных для их дисциплинирования, так что же говорить о детях? Это в интересах ребенка, и таким образом он привыкнет к совершению молитвы, до того, как достигнет созревания. Конец цитаты. Фатаауа аль-Субки, 1/379
Таким образом, мальчикам и девочкам следует говорить, чтоб они совершали молитву, когда им исполняется семь лет, и их следует шлепать, если они не молятся, когда им исполняется десять.
Точно также им следует говорить, чтоб они постились в Рамазан и вдохновлять их на хорошие поступки, такие как чтение Кураана, совершение дополнительных молитв, Хаджа и Умры, и чтение тасбииха, тахлииля, такбиира и тахмиида, и следует их удерживать от совершения всех видов грехов.
Что касается наказания (шлепания) ребенка за то, что он не совершает молитву, то установлено, что наказание должно быть легким и не причинять боль, и не должно наносить повреждения коже, и нельзя ломать зубы или кости. Шлепать надо по спине или руке или тому подобное, и не следует бить по лицу, поскольку запрещается ударять по лицу, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил это.
Не должно быть больше 10 ударов, и это следует делать в целях дисциплины и обучения. И он (родитель и т.п.) не должен показывать свое желание наказать, если только нет необходимости показать это, например как если ребенок отворачивается от молитвы и отказывается от ее совершения, и т.п.
Передается от Абу Барда аль-Ансари, что он слышал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Никому не следует давать более 10 шлепков, за исключением случаев, когда полагается наказание хадд от Аллаха», передано аль-Бухари (6456) и Муслимом (3222)
Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал: «слова Пророка «Никому не следует давать больше 10 шлепков, за исключением случаев, когда полагается наказание от Аллаха» относятся к преступным или криминальным действиям, когда за это полагается наказание, предписанное Аллахом.
Если спрашивается: Что подразумевается под 10 или меньше?
Ответом будет: «Это относится к случаям, когда мужчина бьет свою жену, своего раба или ребенка, или уволенного работника с целью воспитания и тому подобного. И не позволительно ему давать больше 10 ударов. Это лучшее понимание этого хадиса. Конец цитаты. И’лаам аль-Мувакки’иин (2/23)
Также не следует наказывать на виду у других людей, чтоб не навредить его детской самооценке и сохранить его достоинство перед друзьями и другими людьми.
По поведению отца по отношению к ребенку и дисциплинированию его должно быть понятно, что он не наказывает никого просто так, а чтоб повиноваться Аллаху и его Посланнику (мир и благословение ему). И что единственная причина, по которой он так поступает, это интересы ребенка, и его стремление вырастить воспитанника в предписаной манере, чтоб ребенок не вырос ненавидя Исламские учения, которые ему могут казаться сложными, и что его наказали, за то что он не выполняет их.
Шейх Ибн Бааз (да помилует его Аллах) сказал:
Заботьтесь о ваших домочадцах и не пренебрегайте ими, о рабы Аллаха. Вы должны стараться в их интересах и велите вашим сыновьям и дочерям молиться когда им исполняется семь лет, и наказывайте, если они не молятся в 10летнем возрасте, шлепая их легко, чтоб помочь им повиноваться Аллаху и сделайте так, чтоб они привыкли совершать молитвы вовремя, таким образом что они будут должным образом придерживаться религии Аллаха и знать истину, как передано в достоверных сообщениях от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Конец цитаты. Маджмуу Фатаауа Ибн Бааз (6/46)
Шейх Ибн ‘Усаймиин (да помилует его Аллах) сказал: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал нам говорить нашим детям совершать молитву, когда им исполняется семь лет и наказывать их, если они не молятся, когда им десять лет, даже если они не обязаны совершать ее еще, таким образом они научатся совершать акты поклонения и повиновения и привыкнут к ним, и потом, когда они вырастут им будет легко совершать их, и это будет им нравиться. Это же применимо ко всем достойным порицания случаям, маленькие дети не должны к ним привыкать, даже если на них нет еще обязательств, поскольку, в противном случае, они привыкнут к ним, когда вырастут и будут с наслаждением предаваться им. Конец цитаты. Фатаака Нуур ‘аля аль-Дарб, 11/386
Приказ подразумевает, что это обязательно, но это ограничивается только в случаях, когда наказание будет полезным, поскольку иногда вы наказываете ребенка, но эти наказания (шлепки) не приносят ему пользы, это только заставляет их кричать и плакать и не несет за собой никакой пользы. Более того, под наказанием (шлепками) здесь имеется ввиду безболезненное наказание, легкий шлепок, который служит цели и не приносит никакого вреда. Конец цитаты. Лика’ аль-Бааб иль-Мафтуух, 95/18
Он (да помилует его Аллах) также сказал: «Нельзя шлепать так, чтоб причинять повреждения (оставалась рана), и нельзя ударять по лицу например, или бить до смерти, наоборот, шлепать можно по плечу или руке, так, чтоб не причинить смерти. Удары по лицу рискованы, поскольку лицо это высшая и благородная часть человека, и если человека ударить по лицу, то это более стыдно и унизительно, чем если его ударяют по спине. Поэтому запрещается ударять по лицу. Конец цитаты. Фатаава Нуур ‘аля аль-Дарб, 13/2.
Шейх аль-Фаузаан сказал: «Наказание (шлепание)- это одно из средств воспитания ребенка. Учитель может шлепать, тренер может шлепать, опекун может шлепать в целях дисциплины, и муж может шлепать жены в случаях преднамеренного неповиновения (нушууз).
Но это должно быть в пределах разумного, и удары не должны причинять боли, вредить коже или ломать кости, их должно быть столько, сколько необходимо. Конец цитаты. Игхаасат аль-Мустафиид би Шарх Китааб аль-Таухиид (282-284)
Также следует отметить, что дисциплинирование ребенка не должно происходить только в случаях, когда он пренебрегает молитвой. Также следует его наказывать, если он небрежен в отношении условий, важных частей и обязательных составляющих молитвы. Ребенок может молиться, но он при этом объединяет молитвы, или молится без вудуу, или не молится должным образом. Поэтому его следует учить всему этому, и мы должны быть уверены, что он знает все обязанности (фарды), важные части и условия, тогда если он пренебрегает какой-либо из этих вещей, тогда нам следует советовать ему и учить его время от времени, и после, если он упорствует (в пренебрежении), тогда его можно дисциплинировать через шлепки, до тех пор, пока он не начнет молится должным образом.
И Аллах знает лучше.
Islam Q&A
Источник: http://www.islam-qa.com/en/ref/127233 |