Регистрация | Вход  | Ас саляму алейкум Гость | RSS
Вторник, 16.04.2024

 

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Прошу Пречистого и Всевышнего Аллаха, чтобы этот сайт был полезным для всех нас, и чтобы Он простил и благословил нас и сделал наше дело искренним ради Его Лика, поистине, Он — Аль-`Афувв (Снисходительный) и Аль-Карим (Великодушный).
Хвала Аллаху. Его мы восхваляем и к Нему взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого поведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение, а кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, нет у Него сотоварища. И свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

 
Главная » Статьи » Фетвы

Опека ребенка женщиной, чей муж умер, и она хочет повторно выйти замуж

Опека ребенка женщиной, чей муж умер, и она хочет повторно выйти замуж.

 

Какое постановление будет о ребенке, если муж умер и жена живет одна, не со своими свекрами? А если она захочет вернуться к себе домой в страну? Имеют ли свекры право брать ответственность в воспитании ребенка на себя? Разрешается ли матери оставить ребенка себе, даже если однажды она захочет выйти опять замуж?

 

Ответ:

Хвала Аллаху.

Во-первых:

Забота (опека) о маленьком ребенке означает ухаживать за ним, растить его, заботиться о его интересах и защищать его от всего, что может повредить ему или расстроить его.

 

Факихи единодушно согласны, что у матери есть преимущественное право на опеку своего ребенка, до того возраста, как он достигнет сознательного возраста, если она разведется с мужем или если муж умрет.

 

В аль-Мавсуу’ах-альФикийах (17/301, 302) говорится:

«Заботе о ребенке принадлежит обоим родителям, если они состоят в браке. Если они разводятся, тогда опека принадлежит матери ребенка, согласно единодушному мнению ученых, на основании сообщения о женщине, которая пришла к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сказала: «О Посланник Аллаха, этот мой сын – моя утроба была сосудом для него, мои руки были небесами для него и мои груди кормили его молоком, но отец говорит, что он собирается забрать его у меня. Он ответил: «У тебя больше прав на него, до тех пор, пока ты не выйдешь замуж». Конец цитаты.

 

Что касается опеки, то должны учитываться интересы ребенка. Тот, у кого больше прав на опеку может быть грешником или неспособным воспитывать ребенка и заботиться о его интересах, или он может быть невнимательным и пренебрегать ребенком, в этом случае опека должна быть передана другому человеку.

 

Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) сказал: «Хадис (т.е. хадис в котором говорится «у тебя больше прав на него, до тех пор, пока ты не выйдешь замуж») – указывает на то, что если родители разводятся и у них есть ребенок, тогда у матери больше прав на опеку ребенка, чем у отца, до тех пор, пока не будет ничего такого, что будет мешать ей иметь это преимущественное право,  или если ребенок станет способным сам выбирать. Это то, относительно чего не известно расхождений во мнении». Заад аль-Мустакни’ (5/435)


Шейх Мухаммад ибн Саалих аль-‘Усаймиин (да помилует его Аллах) сказал: «Следует отметить, что по этому вопросу, внимание, прежде всего, надо обратить на интересы ребенка. Если пребывание с одним из них причинит вред его религиозным или мирским интересам, тогда не должно быть одобрения
для того, кто не защищает его или не заботится о его интересах. Потому что основная цель опеки – это защитить ребенка от того, что может навредить ему и заботиться о его интересах»

Аль-Шарх аль-Мумти’ (13/545)

Также смотрите ответ на вопрос номер 20473.


Если мать повторно выходит замуж, то она, согласно единодушному мнению ученных,  утрачивает свое право на опеку своих детей. Это было объяснено в ответе на вопрос номер 20705.

 

Ученные разделились относительно того, кому переходит право на опеку после матери. Большинство полагает, что это право переходит к матери матери, но Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййя и его ученик Ибн аль-Каййим (да помилует Аллах их обоих) не согласны с ними, и говорили, что это право переходит к отцу. Но если они оба равны в условиях близости к ребенку, тогда родственникам со стороны отца дается преимущество, и преимущество будет у матери отца нежели у матери матери, и тетя со стороны отца имеет больше прав, чем тетя со стороны матери, и так далее.

 

Он (да помилует его Аллах) сказал: «В отличие от маленьких детей, когда мать лучше для ребенка, чем отец, потому что женщины добрее к маленьким детям, у них больше опыта в кормлении их, заботе о них, и они более терпеливы в этом и более сострадательны к ним. Поэтому она более способна, более опытна, более сострадательна и терпелива в этом отношении. Потому в шариате мать предпочтительна в случае опеки ребенка, который не достиг сознательного возраста».

 

Но остается момент, который должен быть рассмотрен подробнее: Наделил ли Законодатель их этим правом, поскольку близость матери преобладает над близостью отца в отношении опекунства, или это только потому что женщина больше способна достичь цели опеки, нежели мужчина?

 

Существует два мнения среди ученых по этому поводу, и то с чем должны иметь дело, это кто из родственников с разных сторон (мать матери или мать отца; единокровная сестра со стороны матери, или единокровная сестра со стороны отца; тетя со стороны матери или тетя со стороны отца и так далее) имеет больше прав на опеку. И тут есть два мнения, и оба из которых приводятся Ахмадом.

 

Более правильным из этих двух мнений будет то, что женщинам со стороны отца отдается предпочтение. Это было упомянуто аль-Кхараки в его Мухтасаре относительно тети по отцу и тети по матери.

Основываясь на этом, матери отца будет отдано предпочтение перед матерью матери.

 

И сестре со стороны отца дается преимущество перед сестрой со стороны матери, и тете по отцу дается преимущество перед тетей с материнской стороны, как утверждается выше.

 

Родственникам мужского пола со стороны отца дается преимущество перед родственниками матери, и единокровный брат со стороны отца имеет больше прав, чем брат со стороны матери, и дядя по отцу имеет больше прав, чем дядя по матери.

 

Законодатель не дал ни в одном постановлении преимущества родственникам матери, поэтому всякий, кто дает им преимущество относительно опекунства идет против основных шариатских постановлений.

 

Но превосходство дается матери, поскольку она женщина, и в вопросах опекунства женщинам отдается предпочтение нежели мужчинам, это значит бабушке со стороны отца дается предпочтение перед дедушкой, также как матери дается предпочтение перед отцом; и сестре отца дается предпочтение над братом отца, и тете со стороны отца отдается предпочтение перед дядей со стороны отца, и его тете с материнской стороны перед дядей с материнской стороны. Это правильная аналогия и здравое мнение. Но отдавать предпочтение женщинам с материнской стороны нежели женщинам со стороны отца противоречит основным правилам и здравому смыслу.

 

Маджмуу’ аль-Фатаауа (34/122, 123) 

 

Что касается вашей поездки с ребенком, в ответе на вопрос 21612 говорится, что если ему не повредит это путешествие, то у вас все еще сохраняется право на опеку, и это право не отменяется по причине поездки.

 

Суммируя вышесказанное:

1) У вас больше прав на вашего ребенка, чем у семьи мужа по вопросу опеки, заботы и воспитания.

2) Ваше право на ребенка будет передано, если вы выйдете замуж, и дети должны будут переехать и находиться с матерью отца. Если это невозможно, тогда они должны перейти к матери матери.

 

3) Нет проблем с вашим переездом с ребенком, если это путешествие не повредит ему.

 

То, что мы вам посоветуем – это воспитывать вашего ребенка должным образом и заботиться о нем, заботиться о семье вашего мужа и не обрывать с ними связи, чтоб ваши дети не были оторваны от них.

Серьезно подумайте о замужестве, потому что это сохранит вашу чистоту и вы не будете разлучены с вашими детьми, и Аллах может благословить вас с другим благом и праведными детьми. 

И Аллах знает лучше.

 

Islam Q&A

 

 

перевод с английского уммСалих



Источник: http://islamqa.com/en/ref/107472
Категория: Фетвы | Добавил: UmmSalih (10.03.2009)
Просмотров: 2497 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: