Регистрация | Вход  | Ас саляму алейкум Гость | RSS
Четверг, 16.05.2024

 

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Прошу Пречистого и Всевышнего Аллаха, чтобы этот сайт был полезным для всех нас, и чтобы Он простил и благословил нас и сделал наше дело искренним ради Его Лика, поистине, Он — Аль-`Афувв (Снисходительный) и Аль-Карим (Великодушный).
Хвала Аллаху. Его мы восхваляем и к Нему взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого поведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение, а кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, нет у Него сотоварища. И свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

 
Главная » Статьи » Воспитание » Воспитание детей

Д-р Юсуф Карачай о золотых правилах воспитания совершенного ребёнка
Д-р Юсуф Карачай о 1-ом золотом правиле воспитания совершенного ребёнка
 
Тот, кто не может перевоспитать себя, не в силе перевоспитать другого.

Сначала исправьте себя, так как тот, кто не перевоспитал себя, никогда не сможет перевоспитать другого, а наоборот, может даже сопутствовать его ухудшению.

Я знаком с одной семьёй. Их дети выросли очень образованными и воспитанными. Также я знаю, что они не получали специального воспитательного образования.
Однажды, будучи у них в гостях, я хотел спросить как они воспитали таких прекрасных детей. Но через некоторое время я остановил себя, не найдя в этом надобности. Всё и так было понятно.

Отец - искренний и сдержанный верующий человек, мать - ласковая и сострадательная самоотверженка. Дома царствует атмосфера добра и благодеяния. Телевизор дома обычно выключен. Все беседы только ради Аллаха. Полное отсутствие лжи и сплетен. Какие же дети могли воспитаться в этой семье? Не зря же говорят, что яблоко от яблони не далеко падает.

Будучи психиатром, разные семьи ко мне часто приводят своих детей. Каждая семья жалуется на одно и то же: "Этот ребёнок странно себя ведёт. Помогите ему". У меня даже успело сложиться впечатление, что на моих приемах меняются только дети, а родители остаются прежними. В большинстве случаев проблема заключается в родителях, так как именно они совершают множество грубых ошибок, страдают различными комплексами и даже психическими беспокойствами. Но, к сожалению, они думают, что проблема заключается именно в ребёнке. Складывается такое впечатление, что ребёнок не воспитывался в своей семье а прилетел из космоса. Родители недоумевают, почему же их ребёнок стал таким, несмотря на все их усилия воспитать его. Таких родителей мы берём под присмотр, после чего, прямо на глазах ребёнок ощутимо меняется.

Поэтому я предупреждаю, что сперва необходимо посмотреть на себя.


Основа должна быть надежной.

Также как и фундамент является основной частью дома, самым главным периодом духовного развития ребенка являются первые годы его жизни. Исходя из того, что 80% умственных способностей ребёнка развиваются на 7-8 годах жизни, всестороннее и гармоничное развитие человеческой личности также приходится именно на этот период.

Особенно важны первые 2 года, так как в этом возрасте закладываются основные чувства доверия. В этот период ребёнок нуждается в постоянной и гармоничной любви. Даже неважно кто его воспитывает, самое главное - постоянство. У детей, которые воспитывались в постоянно изменяющемся окружении со временем наблюдается недоверие к окружающему миру, а также такие пороки как замкнутость в себе. Обычно, причинами таких черт характера как зависимость, чрезмерная раздражительность и сомнительность являются несоблюдение нами тех самых правил в первые годы жизни ребёнка.

Например, исследования, проведённые на Филиппинах, показали, что дети, которые были окружены любовью и вниманием в детские годы, в будущем стали намного спокойными и сдержанными людьми. Поэтому никогда не забывайте, что кажущиеся несознательными первые годы вашего ребёнка, в принципе, являются основой формирования его подсознания.


Фруктовые реки рая.

Постоянно снабжайте ребёнка фундаментальными знаниями о жизни, смерти и существовании. Так как после 3-5 лет жизни и после того как он начнет вникать в окружающий мир, он обязательно попросит объяснения многих жизненных вопросов, в частности о существовании и смерти.

Например, это такие вопросы как: "Мамочка, ты тоже умрёшь? А что будет после смерти? Папа, а где находится Аллах?". Вы обязательно должны удовлетворить ребёнка ответом, при этом постарайтесь ответить на понятном ему языке. Не забывайте, если ребенок не был бы готов к ответу, он не задавал бы этого вопроса. У детей, семьи которых отклонились от ответа доводами, что в таком возрасте ему еще рано понять Аллаха, смерть и загробную жизнь, часто наблюдается различного вида беспричинный страх. Каждый вопрос, оставшийся без ответа, впоследствии может создать некоторые сомнения и проблемы.

Никогда не забуду тот случай, когда я спросил у матери:
-Мама, кем мы будем, после того как умрём?
-Мы попадём в рай, сыночек.
-А что будет потом? Сколько мы будем жить в раю? Моя мама, наверное, подумала что я не пойму понятия бесконечности и решив успокоить меня ответила:
-Мы там будем жить 1000 лет, сыночек.

Я очень сильно расстроился. Мой маленький внутренний голос говорил мне: "Если мы, в конце концов, исчезнем, какая разница сколько жить: 10 лет или 1000. Я хочу жить бесконечно, я не хочу исчезать".

Поэтому обязательно передавайте детям свои знания об Аллахе, Коране, загробной жизни и т.д. Также не забывайте об ангелах. Вера в эти невидимые существа, которые оберегают нас, наблюдают за нами, будут незаменимым лекарством для души, в случае страха от некоторых героев мультфильмов и различных страшилок.

Также очень важно рассказывать о жизни нашего пророка и великих личностей Ислама. Это необходимо потому, что душа ребёнка также как и молодой росток, будет искать совершенных людей, чтобы брать с них пример. Если вы не свяжите идеальные представления вашего ребенка с этими людьми, то он в скором времени может выбрать себе другой идеал, такой как "учитель покемонов" или "Зейна".

Никогда слишком сильно не утруждайте ребёнка изучением основ религии. Это нужно делать в разумных для понимания ребёнка количествах, и приводя примеры, которые бы понравились ему. К примеру, моя дочь которая обожает фруктовый сок, после того как я сказал ей, что в раю есть фруктовые реки, и из них можно пить сколько угодно, её представления о смерти изменились настолько, что она этим примером начала воздействовать на других людей, боящихся смерти.


Отец - наставник.

Наши действия намного эффективнее наших слов. Кроме продолжительных бесед и наставлений пытайтесь показать вашим поведением, что нужно делать. Иначе, ваш ребёнок (как в своё время и моя дочь) может сравнить вас с "отцом - наставленником". Какова будет реакция ребёнка, если вы сказали ему что " лгать нельзя", а сами попросили ответить на очередной телефонный звонок, что вас нет дома, или же "дымить" сигаретой, приговаривая, что сигареты - это яд. Вы не задавались вопросом, увеличиться или уменьшиться чувство страха смерти у ребёнка, если вы постоянно твердите, что смерть не такая страшная вещь, так как смертные попадут в рай, а сами при виде автомобильной катастрофы сожалеете о гибели человека? Повлияют ли наставления отца о чистоте, после того как он сам оставляет за собой кучу неубранного мусора?

Будьте внимательны, чтобы ваши слова не обманывали ваши действия и чувства.
 

Д-р Юсуф Карачай о 2-м золотом правиле воспитания совершенного ребёнка


Поймет ли меня отец?

Опуститесь на уровень вашего ребёнка. Не забывайте, он ещё не был взрослым, а вы уже были ребёнком. Вспомнив то, что вы делали и чувствовали в детстве, вы можете сблизиться с ним. В противном случае, ребёнок может воспринять вас как "иноземный воспитатель", говорящий на непонятном ему иностранном языке.

Одним из самых главных показательных примеров этому являются дети, которые не делятся своими чувствами и мыслями. Ребёнка одолевают различные трудности, его грызут сомнения и страх, но семья ни о чем не догадывается, так как всё, что они сделали, это попросили рассказать им, если вдруг у него есть проблемы. В этом случае ребёнок может подумать, что взрослым не до его проблем и не будет делиться своими чувствами.

Однажды, ко мне привели ребенка, который не хотел посещать школу. Он не рассказывал никому о причине такого поведения. Сперва я рассказал ему свои приключения, когда я учился в школе: о цыганах, крадущих детей, о плохой учительнице и т.д. Ребенок выкрикнул: "Не болтайте чепуху, дядя, я не боюсь этого, просто меня обижает один мальчик, и поэтому я не хочу идти в школу". Причина была раскрыта.

Вы тоже, как можно чаще ставьте себя на его место, вспоминайте чувства детских лет и старайтесь делиться ими с ребёнком. Сделанный вами один шаг заставит его бежать к вам.


Если вы не будете стараться понять его, как же он поймёт вас?

Неужели эти невинные, безгрешные, нежные и нуждающиеся в обучении создания, появившиеся на свет посредством вас не имеют права на 1-2 часа вашего внимания в день? Вам не кажется несколько комичным знать размер обуви некоторого футболиста, но не знать размера обуви своего ребёнка, или же внимательно слушать речи министров, когда вы обычно выслушиваете своего ребёнка "одним ухом".


Не используйте своё чувство сострадания в ненужном месте.

Невозможно быть более милостивым, чем милостив Аллах. Предоставление полной свободы ребенку, мотивируя это его возможным беспокойством или разочарованием не пойдёт ему на пользу, а лишь навредит ему.

Например, в нашей религии сказано, что ребенка школьного возраста необходимо обучить совершению намаза, а если он всё ещё не совершает его к десяти годам, то ваш долг наказать его. Мне стало интересно, сколько из нас поступает таким образом?

Когда был послан аят о том, что мы должны оберегать себя и свою семью от огня, то сахаби (сподвижники Пророка. – Ред.) спросили у Посланника Аллаха (Мир ему): "О Посланник Аллаха, мы в состоянии выполнить повеления и уклониться от запретов Аллаха и уберечь себя от огня, но как мы сможем уберечь наших детей и семьи?".

Ответ был таков: "Вы также прикажите им выполнять повеления Аллаха и уклоняться от запретов".

Особенно часто мы встречаем женщин, которые несмотря на то, что сами укрыты, одевают своих девочек в нарядные и открытые платья, или же в то время когда сами не купаются в общественных местах, разрешают ребенку делать это, мотивируя это тем, что они еще маленькие. Безусловно, нам покажется сомнительным будущая жизнь этих детей, которые с малых лет не освоили принципов об укрывании и целомудрии.

Семьи, поступающие таким образом, говорят, что они в детстве тоже были такими, и что со временем они взяли себя в руки. Интересно, насколько они взяли себя в руки. Или какими они могли бы быть, получи они должное воспитание?


Не забывайте, что основной принцип воспитания - это выполнение правильных действий, а не испытания на себе ошибок.

Ко мне приходят много жалоб от семей, которые хотя сами и не смотрят телевизор по причине трансляций различных передач, явно не благоприятствующих воспитанию, не могут оторвать ребенка от экранов. В большинстве случаев причинами являются жалобы и хныканье детей, чтобы не пропустить очередную серию мультфильма.

Поймите, ребенок всегда будет плакать и жаловаться. Он всегда будет испытывать вас. Каждый ваш шаг назад, будет являться для него поводом для этого. Тем не менее, душевное строение детей, если выразиться психологическим термином, является "пластичным". Будьте уверены, если вы будете упорствовать, ребенок позволит вам приспособить его.


Будьте в гармонии с женой.

Одной из самых распространенных причин такой плохой душевной болезни как шизофрения, является негармоничность между отношением родителей и ребёнка. Например отец говорит одно, а мать совсем другое. То же самое касается и поступков. Результат: раздваивание рассудка. Поэтому партнёры предварительно должны обсудить их действия.

Отсюда вытекает, что для воспитания хорошего ребёнка необходим гармоничный брак.


Выполняйте свои обязанности и не вмешивайтесь в обязанности Аллаха.

К сожалению, многие из нас пытаются силой забрать плату за воспитание. Никогда нельзя делать этого. Не забывайте, ребёнок - это не наша собственность. Наш долг - воспитать его.

Если мы выполнили с достоинством наши обязанности, остальное является волей Аллаха. В противном случае наши усилия могут обрести неимоверный характер и навредить ребенку. Вместе с этим мы также переживём лишний стресс и начнём совершать неправильные поступки. Когда ребёнок достигает зрелого возраста необходимо сказать ему, что мы сделали всё возможное, а выбор уже за ним.

В сущности, все наши предложения - это всего лишь причины. Мы всеми силами обращаемся к этим причинам ради покорности Аллаху и блага ребёнка, но не вмешиваемся в результат. Так как, если бы того пожелал Аллах, ребёнок пророка мог бы быть неблагородным, а оставшийся во дворце фараона, быть пророком. Поэтому, я призываю вас совершать молитву за благо ребёнка.

 

 

 

 

 

Д-р Юсуф Карачай о 3-м правиле воспитания ребёнка


Воспитание ребёнка с учётом экономического аспекта.

Общеизвестно - человек состоит из духовной и материальной субстанций. Обе составляющие человека одинаково важны и необходимы. Материальные потребности в свою очередь обеспечиваются экономикой. Экономика в этом смысле является одной из основ человеческой жизни, и поэтому хотим мы того или нет, обязаны иметь с ней дело.

Исламская экономика, как и любая другая деятельность, основывается на Коране и Сунне Пророка Мухаммеда (Мир ему). Такие понятия как харам (запретное), халяль (дозволенное), закят (налог в пользу бедных) и др. позволяют упорядочивать экономические отношения.

При глубоком анализе легко обнаружить, что экономическая культура человека начинает формироваться еще в раннем детстве. Окружающая среда ребенка непосредственно влияет на его будущий характер. Взаимообязанности между детьми и родителями, сосуществование и совместная деятельность, вопросы наследия и др. принципы семейной жизни - все это влияет на духовное формирование человека. Главная задача нашего эссе - пояснение важности правильного воспитания ребенка в соответствии с канонами Ислама.

Ребёнок ещё в утробе своей матери чувствует, изучает и запоминает наружные звуки, движения. Уже с первых минут рождения ребёнок выстраивает контакт с окружающим миром, запоминает голоса, цвета, лица. Учёными доказано: мозг ребёнка до 2 лет стремительно развивается, записывает всю информацию, поступающую извне. Любое событие, которое когда-либо проходит сознание человека, так или иначе, остается в подсознании и продолжает воздействовать на сознание. А детский мозг впитывает абсолютно всё и оставляет в себе частицу всякого события, имевшего когда-либо место быть. Поэтому небезосновательно высказывание: ребёнок воспитывается до 3 лет, а после уже перевоспитывается. Наш Пророк (Мир ему) новорождённым детям читал в уши азан (призыв к молитве), что в свою очередь объясняется вышеописанными причинами. Таким образом, наш Пророк понимал, что дети, как губки, поглощают в себя всё. Понимал, что уже в этом возрасте в души детей нужно закладывать семена нравственности и веры.

Да, вера и нравственность должны закладываться в детстве. Ведь процесс социализации (становление личности) берёт свои корни в семье. Семья на первых порах является поприщем становления личности. Базис личности кирпичик за кирпичиком выстраивается в условиях семейной жизни. Обычно эти основы уже больше никогда не подвергаются изменениям и остаются незыблемыми началами личности.

Давайте для большей убедительности рассмотрим следующий пример. Детям свойственно плакать. Плач может быть вследствие чувства голода, обиды, недостатка внимания со стороны родителей и т.д. Реакция родителей тоже бывает разная. Чрезмерная ласка, забота, в конце концов, может изнежить ребенка сделать его эгоистичным, жадным. Это, безусловно, патологическое явление, его надо избегать. И наоборот, если в меру поощрять, ласкать своё чадо, то можно взрастить в нём чувство благодарности, щедрости, умеренности. Казалось бы, простое, несущественное явление, а, оказывается, играет такую важную роль в развитии ребёнка.

Из психологии известно - игра в жизни человека несёт большее значение, чем просто развлечение. Это доказывается в произведениях разных философов, психологов, мыслителей. Игра - это инструмент, при помощи которого человек познает окружающий мир. Разные игры по-разному влияют на развитие сознания. Многое зависит от того, во что ребёнок играет и как. Игра ребёнка внутри группы своих сверстников очень важный и необходимый элемент. Во время такой совместной игры формируются принципы взаимоотношения с людьми. Если ребёнок привык концентрировать всё внимание только на себе, то это - явный признак эгоизма. Во время таких игр ребёнок должен научится уважать других, сотрудничать, быть толерантным. Если это не произойдет, то можно считать, что такой человек будет, в недостаточной степени требователен к себе в обращении с окружающими. А в зрелом возрасте уже трудно будет заложить эти нормы поведения. Где, как ни в семье, должны научить его этому?

Семья - ячейка общества. Семейные связи настолько сильны, что их невозможно заменить какими-либо другими. В течение года после рождения между ребенком и матерью устанавливается очень глубокая связь, в случае их разобщения, появляются как психологические, так и физиологические отклонения. В дальнейшем эти дети могут вырасти неуверенными в себе, замкнутыми. Среди таких нередко появляются несовершеннолетние преступники. Во многих странах практикуется опыт детских домов. Все интуитивно понимают: такие дома никогда не смогут заменить семейный очаг. «Выпускники» таких домов частенько становятся угрозой для общества. Ни для кого не секрет, что в западных странах проблема брошенных детей является одной из актуальных. Аборт, воровство, самоубийство - всё это имеет место быть в рядах тех людей, которые в свою очередь явились жертвами своих "родителей".

В Исламе, бесспорно, отводится огромное значение воспитанию. На вопрос, "почему?", частичным ответом является нынешнее положение западного общества. Ислам обязывает мусульман помогать не только своим родственникам, но и бедным соседям. Такое понимание вещей, безусловно, способствует образованию, в том числе и экономически здорового общества.

Для того, чтобы закладываемые в ребёнка принципы получили дальнейшее развитие, необходимо адекватное воздействие школы. Школьная программа, помимо обеспечения основного перечня научных дисциплин, должна отшлифовывать в ребенке нравственные нормы. Готовность в любой момент помочь ближнему, чувство сочувствия и понимания, толерантность во взаимоотношениях с окружающими - эти качества должны стать необходимыми нормами каждого человека, получаемые отчетливую форму уже в процессе школьного обучения.

Итак, мы пришли к выводу: экономическая культура начинает закладываться в раннем возрасте. Воспитание ребёнка в семье согласно этому играет важную роль. Человек, получивший истинно мусульманское воспитание и образование, никогда не оставит своего соседа голодным, никогда не украдет чужого и никогда не обманет. В этом смысле мусульманин получает самое, что ни на есть, правильное экономическое воспитание. Поэтому уже с момента рождения необходимо начинать формировать в ребёнке основные принципы нравственности и веры.

Категория: Воспитание детей | Добавил: UmmSalih (21.10.2007)
Просмотров: 1867 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: