Регистрация | Вход  | Ас саляму алейкум Гость | RSS
Пятница, 26.04.2024

 

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Прошу Пречистого и Всевышнего Аллаха, чтобы этот сайт был полезным для всех нас, и чтобы Он простил и благословил нас и сделал наше дело искренним ради Его Лика, поистине, Он — Аль-`Афувв (Снисходительный) и Аль-Карим (Великодушный).
Хвала Аллаху. Его мы восхваляем и к Нему взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого поведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение, а кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, нет у Него сотоварища. И свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

 
Главная » Статьи » Воспитание » Воспитание детей

Стеснительный ребенок
Каждый ребенок – личность. Даже самый маленький, самый беспомощный, только-только начинающий свою жизнь. Он – уникальное, удивительное творенье, совершенно не похожее на других, имеющее свои особенные таланты, свое «Я».
Кто-то робок и застенчив, кто-то более смел и раскрепощен. И это, согласитесь, здорово, что наши дети такие разные! Но в то же время нередко приходится наблюдать, как родители заставляют своих робких детей быть храбрыми и смелыми, совершенно не понимая того, что не в их силах в одночасье изменить себя. Но самое страшное заключается в том, что эти родители даже не понимают: пытаясь «переделать» своего малыша, они попросту разрушают в нем личность, делая его еще более уязвимым, легкоранимым, замкнутым и неуверенным.

Но есть и другой тип родителей, совершенно противоположный тому, который мы постарались описать чуть выше. Это мудрые и горячо любящие своих чад взрослые, которые не станут третировать и ранить детей, пытаясь их переделать. В своем ребенке прежде всего они уважают личность, ценят и развивают заложенные в нем способности, превращая негативные, на первый взгляд, качества, в позитивные. Добрым словом, нежностью и лаской они поощряют своих робких и застенчивых детей, дают им нужные указания и советы - как себя вести, как лучше одеться, что сказать?… И тем самым, не тратя понапрасну нервов и не травмируя лишний раз довольно неустойчивую детскую психику, достигают просто невероятных успехов в построении личности своего такого дорогого и такого бесконечно ценного ребенка. Спрашивается, как же им это удается?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, мы попытаемся дать определение детской робости и застенчивости.

Застенчивость у большинства детей, относящихся к этой категории, проявляется как определенная психологическая реакция. Особо ярко выражается она, как правило, у детей трехлетнего возраста и старше. Сопровождается застенчивость покраснением лица, некоторой напряженностью и скованностью в поведении, чувством беспокойства, дрожанием конечностей, желанием убежать и скрыться от взоров окружающих. Некоторые дети, к примеру, пытаются закрыть глаза и уши, чтобы ничего не слышать, или прячут голову на груди своей матери – лишь бы только спрятаться от критики и замечаний других людей.

В большинстве случаев такие дети не уверены в себе, в своих силах и возможностях. Они, как правило, замкнутые, малообщительные, склонные к одиночеству. Кроме того, дети этого типа предпочитают не ввязываться ни в какие компании или группы, не любят участвовать в коллективных мероприятиях. Почему? Поскольку они уже наперед не уверены в себе, считают себя обреченными на провал и неудачу, они просто панически боятся какой бы то ни было критики окружающих. Постоянный страх перед обществом, живущий в сердце ребенка, приводит к тому, что он все время смущается, немногословен. Это, в свою очередь, мешает ему совершенствоваться, приобретать полезный опыт и новые знания, а также лишает его общественного признания со стороны учителей и своих ровесников. К слову сказать, последних он просто старается избегать, ну, а те отвечают ему взаимностью.

Основной причиной возникновения у ребенка робости и стыдливости является чувство беспокойства, его неуверенность в своей безопасности. Возникновению этих негативных эмоций способствуют непродуманные взрослыми методы воспитания. В чем они проявляются? В постоянных упреках, в чрезмерной строгости, в предъявлении требования быть воспитанным и вежливым. Добавьте к этому бесконечные наставления и инструкции, или совершенно равнодушное отношение к ребенку, или же постоянные, неподдающиеся никакой логике, колебания в поведении взрослых. Проявляются они в выражении то твердости, граничащей с жестокостью по отношению к ребенку, то непонятным пренебрежением и чрезмерной мягкостью, а то и слишком суровыми наказаниями. Запомните, еще никого и никогда не доводили до добра постоянные критика и упреки, придирки и выискивание ошибок. Ни на одного ребенка не смогут оказать положительное воздействие грубые насмешки над его недостатками, крики и ругань, возникающие даже по самому незначительному поводу. Никому не придутся по вкусу и замечания, высказанные в довольно жесткой форме, и что еще ужаснее - в присутствии посторонних. Весь этот «букет» негативных эмоций взрослых только подогревает страх ребенка, еще сильнее укрепляя в нем ощущение того, что он совершенно никчемный, что он ничего не умеет. Вот и живет он в постоянном ожидании от окружающих только лишь отрицательной реакции на его слова и поступки. Все это приводит к возникновению в легко ранимой, восприимчивой детской душе еще больших страха и беспокойств.

Но есть и другая сторона медали – чрезмерные забота и опека малыша со стороны взрослых, которые также приводят к развитию у ребенка чувства робости и неуверенности. В чем же это выражается? Например, мать постоянно опекает свое чадо, решая за него, что ему есть, пить, одевать. Она не дает ему возможности выходить с друзьями на прогулки или играть на улице, боясь, что с ним может что-нибудь случиться или он может перенять у них вредные привычки, а также недостойные воспитанных детей манеры поведения. В результате, ребенок становится пассивным и зависимым от родных.
Есть и такие родители, которые относятся к своим сыновьям, как к девочкам, вследствие чего мальчики из-за сильно разнящихся к ним отношений семьи и окружающих, становятся замкнутыми или приобретают комплекс неполноценности.

К вышеперечисленным факторам следует добавить и физические дефекты ребенка, из-за которых другие дети могут избегать общения с ним. Сюда относятся речевые дефекты, скажем, такие, как заикание
или неспособность выражать свои мысли. Все это может развить у ребенка чувство неполноценности, неуверенности в себе, вызвать нервное напряжение, привести к внутренней борьбе. Кроме того, у ребенка появляется стремление к одиночеству и уединению. И это на фоне отсутствия всякого интереса к другим людям, его неспособности к социальной адаптации. В результате, все это негативно отразится на психическом и физическом здоровье ребенка, а также - на его успеваемости в школе.


Мудрые советы: как следует взаимодействовать с робким ребенком?

Чтобы вернуть чувство уверенности в себе застенчивому и легко ранимому ребенку, чтобы попытаться повысить его самооценку и развить в нем такие замечательные качества, как общительность и коммуникабельность, необходимо придерживаться следующих советов:

- Обеспечьте ребенку в вашей семье такой климат, в котором господствовали бы доверие, любовь и согласие.

- Дайте почувствовать вашему чаду, что его любят и ценят. Умейте выслушать его, оказать ему внимание, позвольте ему время от времени облачать все негативные эмоции в слова и тем самым избавляться от них.

- Следует прислушиваться к мнению, чувствам, требованиям и рассказам вашего ребенка, пытаться понять их, и обсуждать мягко, с доброжелательной улыбкой.

- Не стремитесь быть суровыми и строгими, всячески избегайте упреков, порицаний, выговоров, угроз и унижений. Ни в коем случае не употребляйте в своей речи слова и выражения типа: «Никогда не смей говорить такие вещи родителям», «Чтобы я не слышал твой голос», «Ты мне надоел» и т.д. Они могут вызвать у вашего ребенка еще большие страх и робость.

- Никогда не сравнивайте ребенка ни с братьями, ни с друзьями, которые, как вам кажется, лучше, сильнее и умнее его.

- Поощряйте в нем дух независимости, постепенно приучайте его во всем полагаться только на себя и собственные силы. Не балуйте его чрезмерно и старайтесь, как можно меньше опекать его.
- Учите его самостоятельности.

- Давайте ему возможность говорить «нет» в ситуациях, в которых у него есть выбор.

- Учите его нормально воспринимать шутки других людей, а также, в разумных пределах, пробуждайте в нем чувство соперничества.

- Поощряйте его проводить время в компании друзей и ровесников, играя и гуляя с ними. Давайте ему возможность развивать творческие, спортивные навыки, записав его в секции и кружки, основная цель которых - помочь каждому ребенку найти общий язык с окружающими.

- Хвалите и поощряйте его личные инициативы, а также награждайте за каждый достигнутый им успех в каком-нибудь деле, или, скажем, - в установлении хороших отношений с окружающими.

- По возможности учите его тому, как думают, что чувствуют и как ведут себя окружающие люди. Подготовьте его и к тому, что, порой, люди не сразу принимают новых друзей, а также к тому, что просто невозможно найти общий язык со всеми людьми или угодить каждому человеку.

- Придерживайтесь равенства во взаимоотношениях между детьми, независимо от пола, а также поощряйте девочек быть более инициативными и смело выражать свои взгляды.

- Используйте наказание только в целях воспитания, но ни в коем случае не применяйте физические меры воздействия.
- Попытайтесь наладить тесное сотрудничество с психологом, воспитателем или учителем, чтобы лучше понять потребности и стимулы вашего ребенка, причины его замкнутости и стеснительности, чтобы узнать его позицию и в итоге - помочь ему стать смелым, спокойным и уверенным в себе.

-Сотрудничайте со своим чадом, чтобы развивать в нем его положительные особенности и отличительные черты, вместо того, чтобы критиковать его слабости и недостатки, особенно в присутствии других.

- Поощряйте вашего ребенка, чтобы он вливался в общественную жизнь, даже если ваша уверенность в нем не слишком высока. Побуждайте его делиться с вами своими промахами и неудачами, своими переживаниями и разочарованиями. Не допускайте того, чтобы он замкнулся и все эти переживания держал в себе, пытаясь справиться с ними в одиночку. Это лишь увеличит его тревогу и беспокойство.

- Предоставьте вашему ребенку подходящие условия для встреч со своими друзьями. Обучайте его во время совместных игр или чтения рассказов, как развивать в себе качества и способности, которые помогли бы ему строить отношения с другими людьми.

- Не заставляйте вашего ребенка делать вещи, которые выше его физических и умственных возможностей. Вместо этого поощряйте его на поступки, которые дадут ему ощущение того, что он сам способен самостоятельно выполнять определенные действия. Это придаст ему уверенность и значимость как в собственных глазах, так и в глазах окружающих.

- Приучайте ребенка к положительной самооценке. Заставляйте произносить про себя такие чудодейственные фразы, как: «Я смелый», «Я уверенный в себе» и т.д.

- Будьте солидарны с ним во время трудностей, которые могут возникать на его жизненном пути, поддерживайте его добрыми словами, мудрыми советами, которые помогут ему с честью выйти из затруднительного положения.

- Необходимо, чтобы ожидания родителей от ребенка каких-либо успехов и достижений основывались на реальности, на соответствии его способностям. Не стоит требовать от детей быстрых результатов, а в случае неудач ни в коем случае нельзя критиковать и упрекать их.

- Если есть необходимость сделать замечания и выговор вашему ребенку, то делайте это наедине - без свидетелей, чтобы не ставить его в неловкое положение перед братьями и друзьями. Не показывайте ему, что вы принимаете близко к сердцу замечания и критику, высказанные в его адрес другими людьми.

- Разъясните ему разницу между стыдом и сильной стеснительностью, а также воздержитесь от восхваления чрезмерной застенчивости как признака воспитанности и культурного поведения.

- Сотрудничайте с учителями и психологами, чтобы не только помочь стеснительному ребенку понять свое поведение и отношения с окружающими, но и найти правильные способы взаимодействия с обществом. Это поможет ему осознать и оценить свои возможности, способности в построении взаимоотношений с другими людьми, а также то, что эти способности необходимо постоянно развивать.

- Помогите своему ребенку наладить тесное сотрудничество с психологом, дабы он мог избавиться от психического напряжения. Тем самым, постепенно вы сможете ослабить в нем повышенную чувствительность к раздражителям, вызывающим беспокойство и тревогу.

- Родители могут использовать различные игры с участием нескольких игроков. Такие игры помогут ребенку развить коммуникабельные способности и найти пути к самовыражению. Кроме того, можно разыгрывать с ним сцены, где ему пришлось бы играть роль хозяина, а вам - застенчивых гостей, которых он должен принимать и развлекать.

В заключение хотелось бы еще раз напомнить, что именно родители являются первой, главной, солирующей скрипкой в развитии индивидуальных особенностей своих детей, их способностей, а также в предотвращении возникновения у них робости и стеснительности. Однако не следует забывать и о том, что полный успех в этом нелегком деле зависит от согласованности матери и отца в применении ими тех или иных методов воспитания. Теплая атмосфера, царящая в семье, любовь и понимание со стороны родителей дают ребенку возможность избавиться от ненужных страхов и волнений. Это, в свою очередь, содействует развитию в нем качеств, способствующих установлению добрых, непринужденных взаимоотношений с окружающими, построению интересного для обеих сторон диалога, к проявлению терпимости и внимания по отношению к другим людям. А это и есть наша конечная цель – воспитание уверенного в себе, высокоразвитого поколения детей – будущего нашей планеты.


Источник: http://www.semya.kz/news/2008-04-13-537
Категория: Воспитание детей | Добавил: UmmSalih (08.05.2008)
Просмотров: 1439 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: